АККЕРМАН ЯНИС ДАВЫДОВИЧ /24.04.1897, Митава, Латвия (входила в состав Российской империи/ - 08.01.1972, Миннеаполис, США), ученый, авиаконструктор.

Родился в крестьянской семье. Родными языками с детства были латышский и русский. В 1915 г., окончив Митавское реальное училище, поступил на механическое отделение Рижского политехнического института, эвакуированного вскоре в Ивано-Вознесенск. В 1916 г. А. добровольцем ("охотником") поступил в русскую армию и был направлен на теоретические курсы по авиации при Императорском Московском техническом училище. Руководитель курсов - "отец русской авиации" - профессор Н.Е.Жуковский отметил способного выходца из Прибалтики, предложив ему заниматься научными исследованиями. По окончании курсов и Московской школы авиации А. по рекомендации Жуковского был направлен в декабре 1916 г. за границу для продолжения обучения и участия в работе русских закупочных миссий. Во Франции А. прошел полный курс летчика-истребителя в школах: первоначального обучения "Эколь д,Авиасьон Милитер" в Эво; высшего пилотажа "Эколь д,Акробат Ариен" в По и воздушного боя "Эколь де Тир Ариен" в Козо. В конце лета 1917 г. вольноопределяющийся унтер-офицер А. был направлен летчиком-приемщиком в русскую военно-закупочную миссию в Италии, и участвовал в подготовке уникального перелета из Италии в Россию на тяжелом бомбардировщике Капрони. Из-за Октябрьской революции 1917 г. этот перелет не состоялся. После заключения Брестского мира (1918) А. эмигрировал в США. Первое время трудился на заводе "Форд" в Дейтройте, закончил в этом городе колледж

.

В 1922-1925 годах А. учился на авиационном отделении Мичиганского университета в Эн-Арбор, одним из лекторов которого был ученый С.П.Тимошенко. Получив диплом бакалавра в области авиационной техники, А. начал работать инженером в авиационном отделении компании "Форд". Одновременно молодой специалист попробовал свои силы в качестве преподавателя в среднем специальном заведении - Технической школе Кас, но для чтения лекций в высшем учебном заведении требовался диплом магистра, и А. поступил в магистратуру Мичиганского университета, где наряду с учебой участвовал в строительстве Гуггенхеймовской аэродинамической лаборатории. В 1927 г. он был приглашен главным конструктором на небольшую авиационную фирму "Гамильтон Металлплейн", где вместе с Т.Гамильтоном строил очень удачные легкие пассажирские самолеты Н-20, Н-21 и Н-45, завоевавшие ряд призов на авиационных конкурсах и первыми среди цельнометаллических аппаратов подобного класса получившие сертификат летной годности. В 1927 г. произошли изменения в личной жизни ученого: он женился на Ф.Симонс.

После получения в 1928 г. степени магистра А. был приглашен в университет Миннесоты, где прочитал пробный цикл лекций по авиационной тематике. В следующем году ему было присвоено звание профессора, после чего А. на многие годы поселился в городе Миннеаполисе. Эмигрант из России вскоре стал одним из видных деятелей штата Миннесота: в 1934 г. ему было присвоено звание комиссара по аэронавтике. В течение многих лет А. входил в Национальную комиссию по гражданской авиации.

Оставив работу в "Гамильтон Металлплейн", А. получил должность главного конструктора на располагавшейся в Миннеаполисе авиационной фирме "Мохаук", где в конце 20-х гг. им были построены несколько удачных легких пассажирских свободнонесущих монопланов смешанной конструкции. После этого в 1930 г. он вместе со своими студентами построил оригинальный экспериментальный низкоплан с толкающим винтом JDA - 8. Успешные испытания самолета укрепили его авторитет. В 1931 г. А. было присвоено звание профессора, и Совет университета Миннесоты поручил ему сформировать кафедру авиационной техники.

А. был одним из пионеров и организаторов высшего авиационного образования в США. Созданная им кафедра накануне второй мировой войны была преобразована в крупный авиационный факультет. А. был автором ряда программ, инструкций и методических разработок по подготовке авиационных инженеров, организатором научных конференций, долгое время возглавлял Общество содействия инженерному образованию в США.

Преподавательскую деятельность А. сочетал с большой конструкторской и научной работой. В 1933 г. его проект ветряного двигателя системы Флеттнера победил на конкурсе, объявленном фирмой "Эдисон". Гигантский ротор был построен под руководством А. и установлен на опытной ветроэлектростанции в штате Нью-Джерси. В 1936 г. конструктор возглавил разработку рекордного гоночного самолета "Лайрд Тернер" LTR-14. На этом самолете знаменитому американскому летчику Р.Тернеру удалось в 1938 г. побить рекорд скорости, поставленный ранее на французском самолете "Кордон" С-460, созданном русским эмигрантом Ю.К.Отфиновским. В тот период А. являлся также консультантом разработки на фирме "Портерфилд Эркрафт" в Канзас-Сити высотного реактивного перехватчика.

В 30-х гг. А. была разработана программа международных фундаментальных научных исследований в области изучения высших слоев атмосферы при помощи специальных стратосферных самолетов, которая получила поддержку в научных кругах многих стран мира (в том числе в СССР), ее осуществлению помешала вторая мировая война. Созданная А. фирма "Страто Экуипмент" проводила исследования по разработке герметичных кабин самолетов и систем индивидуального жизнеобеспечения, что оказало существенную помощь американскому самолетостроению в годы войны.

А. являлся автором многих научных работ в области экспериментальной аэродинамики, расчетов на прочность авиационных конструкций, общих проблем проектирования самолетов. В 1936 г. вышла его фундаментальная книга "Проблемы анализа самолетных конструкций", впоследствии неоднократно переиздававшаяся.

В 1940 г. А. был приглашен консультантом на крупнейшую авиационную фирму "Боинг" в Сиэтле, где участвовал в исследованиях по аэродинамике строившихся там тяжелых самолетов. Им были разработаны профиль и форма крыла для знаменитой "летающей крепости" "Боинг" В-29 "Суперфортрес", авиалайнера В-377 "Стратокрейсер", первого многомоторного реактивного бомбардировщика В-47 "Стратофортрес" и др.

С началом второй мировой войны А. был приглашен в состав Совета Национальных оборонных научных исследований и Национального аэронавтического консультативного комитета. В 1944-1945 гг. служил специальным советником ВВС США в Европе.

Высокий научный авторитет А. способствовал тому, что в послевоенный период он был избран председателем Национального аэронавтического общества, председателем Совета Института аэронавтических исследований и президентом Академии наук штата Миннесота. До 1958 г. ученый также возглавлял созданный им факультет в университете Миннесоты. Под его руководством при этом университете была построена в 1953 г. Аэронавтическая лаборатория "Розмаунт", оснащенная сверхзвуковой аэродинамической трубой, в которой впервые была получена скорость потока свыше 7 М. Руководителем лаборатории А. оставался до конца 60-х гг. В эти годы вышел ряд его публикаций, посвященных самолетостроению и проблемам высшего авиационно-технического образования.

Соч.: Akerman J.D., Barlow H.W., Salisbury H.W. Problems in Airplane Structural Analysis. Minneapolis, 1938.

Лит.: Who is who in aviation. N.Y., 1943.

В.Михеев