БОТЕЗАТ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
/07.06.1882, Санкт-Петербург, Россия - 01.02.1940, США/,
авиаконструктор.

Родился в семье, относившейся к числу дворянских родов Бессарабии. По окончании Кишиневского реального училища в 1902 г Б. поступил на механическое отделение Харьковского технологического института (ХТИ). В 1905-1907 гг. учился в Электротехническом институте Монтефо в Бельгии, где получил звание инженера-электрика, а по возвращении в Россию в 1908 г. защитил с отличием диплом инженера-технолога в ХТИ. Затем продолжил в 1908-1909 гг. свое образование в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1910 г. приехал в Париж, где спустя год защитил в Сорбонском университете с большим успехом докторскую диссертацию на тему "Исследование устойчивости самолета". Работа являлась одним из первых в мире комплексных исследований данного вопроса. Б. разработал метод малых возмущений для решения задач об устойчивости самолета и по праву может считаться одним из основоположников науки о динамике полета летательных аппаратов.

По возвращении в 1911 г. в Россию Б. получил должность преподавателя по курсу воздухоплавания в Санкт-Петербургском политехническом институте. Одновременно при поддержке военного ведомства он приступил к экспериментальному и теоретическому изучению устойчивости полета летательного аппарата. Одним из первых Б. провел исследования роли демпфирования в обеспечении устойчивости полета, разработал основы современных математических методов анализа устойчивости движения. Результаты его исследований имели огромное значение для инженеров-практиков, конструкторов и летчиков.

Помимо Санкт-Петербургского политехнического института, Б. работал в аэродинамических лабораториях Офицерской воздухоплавательной школы, Центральной научно-технической лаборатории Военного ведомства, Технологического института и др. Вместе с известными петербургскими профессорами С.П.Тимошенко, А.А.Лебедевым, А.П.Фан-дер-Флитом и В.Ф.Найденовым он был в числе основателей, так называемой, петербургской авиационной научной школы.

В 1912 г. Б. был приглашен читать курсы теории полета и механики в петербургской Офицерской воздухоплавательной школе. В 1914 г. ученый уехал в Новочеркасск, где стал профессором Донского политехнического института.

Вскоре после начала первой мировой войны Б. вернулся из Новочеркасска в Петроград для работы в качестве научного эксперта различных военно-технических учреждений. Весной 1916 г. вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства. Члены Технического комитета не ограничивались научной консультационной работой для представителей отечественного самолетостроения, но и по существу заложили основы мощной научно-экспериментальной базы отечественной авиации. По их настоянию в 1916 г. началось создание крупнейшего в мире государственного научно-исследовательского, опытно-конструкторского, испытательного и учебного центра, получившего название - Главный аэродром. Б. был первым научным руководителем строительства этого уникального учреждения, являвшегося прямым предшественником ЦАГИ, ЛИИ, ГНИКИ, ВВС.

Помимо исследований по аэродинамике, Б. проводил в годы первой мировой войны научные работы по баллистике, разрабатывал конструкции бомбардировочных прицелов и вооружения. С 1915 г. в авиационных частях с успехом применялись баллистические таблицы Б., позволявшие бомбардирам принимать поправки на скорость полета и направление ветра.

В 1914 г. Б. был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения Акционерного общества электромеханических сооружений "ДЕКА". Под его руководством были построены гидроскопический прицел и другие типы авиационного оборудования, проектировались самолеты различного назначения. Первый самолет конструкции Б. был построен в октябре 1917 г. Революция прервала строительство других самолетов и вертолета Б.

Важнейшим вкладом ученого в авиационную науку в эти годы была разработка в 1916 г. импульсной теории винтов. Б. проанализировал с единых позиций все режимы работы винта. Теория Б. получила высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов. Ее совершенствованием ученый занимался всю жизнь.

Попытки Б. продолжить работу в условиях советской власти не были обнадеживающими, и в мае 1918 г. он был вынужден покинуть страну. Уже в июне того же года он был приглашен работать экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике США, а также читать лекции в Массачусетском технологическим институте и Колумбийском университете, консультировать промышленные предприятия. Известность ученому в США добавило издание ряда его трудов на английском языке вскоре после приезда в Америку.

В 1921 г. командование ВВС армии США предложило Б. осуществить постройку давно задуманного им вертолета в исследовательском авиационном центре Райт-Филд (Дейтон). Этот первый вертолет армии США поднялся в воздух в декабре 1922 г. Аппарат оказался очень удачным для своего времени. Его грузоподъемность оставалась непревзойденный до начала 40-х гг. Однако американские военные предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, считая их серийное производство преждевременным. Отличавшийся резким характером Б. решил больше не связываться с государственными учреждениями. Он вернулся в Нью-Йорк и основал в 1926 г. собственную фирму "Де Ботезат Импелле Компани" по выпуску осевых вентиляторов высокого давления, превосходивших по характеристикам общепринятые центробежные вентиляторы. Фирма Б. выиграла конкурс Военно-морского флота США, и ее вентиляторы были установлены на новые американские крейсеры. Вслед за этим последовали заказы на вентиляторы для производственных и жилых зданий. Фирма Б., большинство сотрудников которой составляли русские эмигранты, была принята в состав крупного концерна.

Несмотря на занятость коммерческой деятельностью, Б. продолжал интересоваться различными областями науки и техники, писал работы по математике, аналитической механике, аэродинамике, теоретической физике, экономике, социологии, и теории познания. Большинство его трудов в этих областях остались неопубликованными. В 1935 г. ученый издал брошюру, посвященную теории проектирования вентиляторов. Вышли из печати его работы, касавшиеся критики теории Эйнштейна и вопросам применения математики в коммерческой деятельности. Однако того научного авторитета, который имел Б. на родине и в первые годы эмиграции, эти работы принести ему не могли. Бизнес помешал науке.

Упрочив свое экономическое положение, в 1936 г. Б. решил вернуться к постройке вертолетов. Вместе с другим известным русским эмигрантом, выдающимся летчиком и инженером Б.В.Сергиевским, он основал фирму "Air-Screw Research Syndicate". Первый экспериментальный образец - вертолет СВ-2 - был построен фирмой в 1938 г. Он имел оригинальную компоновку и систему управления. После испытаний и небольших свободных полетов вертолет был переделан в 1940 г. в более совершенную модель СВ-5. Завершить испытания и доводку новой модели не удалось. В том же году Б. скончался во время операции на сердце в возрасте 58 лет. Вскоре после смерти конструктора, созданная им фирма прекратила свое существование.

Соч.: Введение в изучение устойчивости аэропланов. СПб., 1912; Исследование явления работы лопастного винта. Пг., 1917; Etude de la stabilite de l,aeroplane. Paris, 1911; Fan engineering fundamentals. N.Y., 1935.

В.Михеев