ГРИГОРАШВИЛИ (ГРЕГОР) МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ
/06.02.1888, Дербент, Россия - 1953 (?), Трентон, штат Нью-Джерси, США/, авиаконструктор.Родился в семье учителя городского училища. По окончании гимназии в Санкт-Петербурге в 1906 г. поступил в столичный Институт инженеров путей сообщения Императора Александра 1 (ИИПС). С самого начала учебы в институте Г. заинтересовался авиацией и был одним из организаторов студенческого воздухоплавательного кружка, редактором издававшегося там журнала "Аэромобиль". Учителями Г. в области теории и практики авиации и воздухоплавания были известные энтузиасты Н.А.Рынин и М.В.Заустинский (с 1917 г. - в эмиграции). Вместе с ними студент Г. участвовал в 1908 г. в организации Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК). В аэроклубе Г. познакомился со многими пионерами российской авиации, в том числе с С.С.Щетининным и В.А.Лебедевым. В самолетостроительных мастерских Щетинина Г. вместе с другими столичными энтузиастами авиации в 1910 г. построил самолет "Россия-Б", ставший первым отечественным серийным монопланом. Лебедев был его первым летным инструктором. Для совершенствования навыков пилотирования Г. был направлен аэроклубом во Францию в летную школу Пишофа, где в июле 1911 г. получил пилотское "бреве" № 577 и стал одним из первых российских летчиков.
По возвращении в Россию Г. получил должность инструктора в летной школе ИВАК и совершил ряд удачных показательных полетов в городах Прибалтики, Сибири и Украины. Во время одного из полетов потерпел аварию, после чего вернулся в Петербург для продолжения учебы. Г. принимал также активное участие в организации аэродинамической лаборатории ИИПС. В начале 1913 г. он первым из студентов института защитил диплом по авиационной специальности.
Будучи еще студентом, Г. поступил на службу в Управление железных дорог Министерства путей сообщения инженером по работам на Юго-Западных дорогах. За свою деятельность на железнодорожном поприще был награжден памятной медалью - "300-летие Дома Романовых". При этом он не разрывал своих отношений с воздухоплавательным кружком и аэродинамической лабораторией ИИПС, где вел фундаментальные исследования по воздушным винтам, сотрудничал с авиаконструктором А.А.Пороховщиковым, был испытателем его самолета оригинальной конструкции.
С началом первой мировой войны Г. начал работать инженером на самолетостроительном заводе Щетинина. Однако владелец завода не собирался развивать на нем производство воздушных винтов, и летом 1915 г. Г. перешел на службу главным конструктором в известную петроградскую мебельную фабрику "Мельцер". Хозяин фабрики Р.Ф.Мельцер планировал развернуть на ней серийное авиационное производство. Построенные Г. воздушные винты собственной системы "Г" были испытаны на самолетах российского Военно-Воздушного Флота и оказались по своим характеристикам лучше новейших зарубежных образцов. Их крупносерийное производство было развернуто на заводе "Мельцер", который стал к началу 1917 г. ведущим предприятием промышленности по выпуску воздушных винтов. Во многом благодаря усилиям Г., российская авиация
в годы первой мировой войны не испытывала недостатка в этом виде продукции. Сам инженер последние 2 года войны одновременно с работой на заводе "Мельцер" служил зауряд-офицером в ополченческой автомобильно-авиационной дружине.После Октябрьской революции 1917 г. Г. некоторое время пытался сотрудничать с новой властью, но вскоре вынужден был покинуть Петроград. Он перебрался в Тифлис, где работал инженером по строительству и эксплуатации дорог в Министерстве путей сообщения Грузии. С приходом в Закавказье большевиков эмигрировал в США.
В 1921 г. Г. работал конструктором на небольшом авиационном заводе "Гэллендет Эркрафт" в штате Род-Айленд, но вскоре переехал в один из центров американской авиации Дейтон (штат Огайо) на предприятие "Дейтон-Райт". В США он сменил свою фамилию на более удобную для американского уха - Грегор. В 1923 г. Г. стал конструктором на крупнейшей в Америке авиационной фирме "Кертис-Райт", располагавшейся в Гарден-Сити на Лонг-Айленде, где принял участие в разработке целого семейства боевых скоростных самолетов. В 1926 г. он принял американское гражданство, а еще через 2 года стал главным конструктором и одним из основателей авиационной фирмы "Бед Эркрафт", где создал ряд очень удачных многоцелевых коммерческих самолетов, пользовавшихся большим успехом. Однако фирма "Бед" пала одной из жертв Великого кризиса, и в 1932 г. Г. принял предложение своего старого петроградского знакомого, летчика и инженера А.Н.Прокофьева-Северского, занять место заместителя главного конструктора на новой фирме "Северский Эркрафт".
Г. принял самое непосредственное участие в разработке самолетов "
SEV-1", "SEV-2", "SEV-3" и их модификаций. К сожалению, отношения между пионерами русской и американской авиации не сложились, и Г. покинул предприятие Северского, основав в 1934 г. на Лонг-Айленде свою собственную фирму "Грегор Эркрафт". Фирма построила оригинальный легкий самолет "GR-1", но заказы были небольшими, и через 2 года Г. по приглашению канадской фирмы "Кар энд Фаундри" переехал вместе с женой Ли Кларк в Форт-Уильям (провинция Онтарио). Руководство известной фирмы по производству железнодорожной техники собиралось наладить там разработку и серийный выпуск самолетов. Оно предоставило Г. возможность реализовать проект своего истребителя. Кроме того, ему пришлось достраивать и ранее начатый тренировочный самолет "Мейпл Лиф", а также заниматься налаживанием серийного производства самолетов по американским лицензиям. Таким образом, Г. стал одним из основателей канадской авиационной промышленности. Истребитель-бомбардировщик "Кар энд Фаундри FDB-1" конструкции Г. был построен в конце 1938 г. Он был одним из лучших в мире истребителей-бипланов, однако время самолетов такой схемы уже прошло, в серийное производство аппарат не пошел.В начале второй мировой войны Г. работал главным конструктором небольшой субподрядной фирмы "Данбар Мэньюфекчуринг" в штате Индиана и продолжал консультировать канадскую авиапромышленность. В 1944 г. по приглашению М.М.Струкова он занял должность заместителя главного конструктора на новой фирме "Чейз Эркрафт". Возглавляемая Струковым фирма построила в 40-50-е гг. ряд очень удачных десантно-транспортных планеров и самолетов, послуживших основой для разработки в США концепции десантно-штурмовой авиации. В 1953 г., с разделением фирмы на "Чейз" и "Струков Эркрафт", Г. остался на первой.
Лит.:
Who is who in american aviation. N.Y., 1943; Taylor H.A., Molson K.M. Canadian aircraft since 1909. L; Levis P. Canadian Car & Foundry Gregor FDB-1 //Air Pictorial, 1972, N12.Арх.: Архив Национального Аэрокосмического музея США.
В.Михеев