ПИО-УЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ /24.01.1864, Псков, Россия - 12.08.1938, Белград, Югославия/, ученый в области механики и теплотехники.

Отец будущего ученого работал директором губернской гимназии. Начав учебу в Пскове, среднее образование П.-У. завершил в Санкт-Петербурге во Введенской гимназии. Затем поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте, которое окончил в 1884 г., получив специальность инженера-механика флота. Науки увлекли способного юношу, он продолжил образование в Николаевской морской академии. Прослушав полный курс по отделению механики, П.-У. окончил Академию в 1890 г. Уже в этот период молодой специалист имел возможность познакомиться с организацией машиностроительного производства в Швеции, куда он был послан для приемки судовых двигателей минных транспортов "Дунай" и "Буг".

В 1891 г. П.-У. стал преподавателем математики и теории сопротивления материалов Кронштадтского инженерного училища, специализировался в области проектирования судовых машин.

Применение с середины 90-х гг. Х1Х в. в промышленности нового вида двигателей - паровой турбины - послужило причиной приглашения П.-У. в 1896 г. в Императорский Институт инженеров путей сообщения, сначала на должность преподавателя, а затем - профессора по кафедре паровых машин и основ машиностроения. На этой кафедре П.-У. первым в России оборудовал лабораторию для испытания паровых машин. В 1906 г. П.-У. был избран профессором кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского Императорского Политехнического института. Научная и преподавательская деятельность П.-У. была отмечена присвоением ему ученых званий "адьюнкта прикладной механики" и "заслуженного профессора".

В период работы в России ученый опубликовал на русском и иностранных языках 28 научных работ, посвященных проблемам проектирования судовых машин и механизмов, а также вопросам теории и расчета паровых турбин.

Свои знания П.-У. воплощал на практике, работая консультантом и конструктором на Балтийском судостроительном и механическом заводе. Среди его разработок был, например, выполненный совместно с инженерами завода "Brown-Bowery" проект паровых турбин для крейсеров "Кинбурн" и "Измаил" водоизмещением 32500 тонн.

За достижения в области турбиностроения П.-У. был награжден орденами Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й степени, ему был присвоен также чин генерала корпуса инженер-механиков флота.

Хотя основная деятельность профессора проходила в гражданских учебных заведениях, П.-У. оставался на действительной военно-морской службе и вплоть до своей эмиграции из России в 1920 г. неизменно носил флотский мундир.

Свой богатый опыт исследований и разработок П.-У. использовал для написания первой в России книги по паровым турбинам, опубликованной в 1916 г. Книга отличалась фундаментальной теоретической проработкой обсуждаемых проблем, наличием многих практических рекомендаций.

После Октябрьской революции 1917 г. П.-У. уехал из Петрограда в Новочеркасск, где некоторое время работал в Донском политехническом институте. Затем перебрался в Екатеринодар. Здесь он принял деятельное участие в создании нового Политехнического института. Отступление Белой Армии под натиском большевиков привело П.-У. к неизбежному решению: в 1920 г. он покинул Россию и переехал в Белград.

Получив должность профессора технического факультета Белградского университета, русский ученый на многие годы связал свою судьбу с этим городом. С самого начала своей деятельности в Белграде П.-У. проявил себя как энергичный организатор и талантливый преподаватель. В 1931-1937 гг. он издал для студентов-сербов на их родном языке объемный курс по паровым турбинам в 4-х частях, а в 1934 г. - учебник термодинамики. Впоследствии эти труды были по достоинству оценены известным парижским издательством "Dunod" и переведены на французский язык. На техническом факультете ученый создал Музей машин, привлекая к работе по его оборудованию крупные машиностроительные заводы Европы. В стенах этого музея будущие инженеры могли практически знакомиться с современной техникой и передовыми технологиями. На факультете он также организовал машинную лабораторию.

П.-У. был одним из организаторов, открытого в 1928 г. в Белграде, Русского научного института, где возглавлял отделение математических и технических наук, работал в редакционной комиссии, а с 1928 по 1934 г. являлся товарищем председателя правления.

В течение многих лет П.-У. занимал должность председателя Союза русских инженеров в Югославии, главной заслугой которого стало то, что среди русских инженеров, эмигрировавших в Югославию, практически не было безработных. П.-У. участвовал во всех съездах Федерации Союзов русских инженеров в эмиграции. При его непосредственном участии Союзом издавался единственный в эмиграции технический журнал на русском языке - "Инженер". П.-У. также состоял членом Федерации инженеров-славян. На ее заседаниях, оставаясь непримиримым противником большевизма, ученый возражал против всякого сотрудничества с представителями СССР. Эта бескомпромиссность сыграла значительную роль в судьбе П.-У.: когда выяснилось, что его труды изданы в СССР, ученый оставил пост председателя Союза русских инженеров, а затем уволился и из Русского научного института (оставаясь почетным членом). Кроме того, он был почетным членом Союза русских инженеров во Франции и почетным председателем Объединения бывших воспитанников Морского инженерного училища. Много сил П.-У. отдавал воспитанию русской молодежи в Югославии, долгое время заведовал студенческими делами в Державной комиссии, ведавшей назначением стипендий и пособий.

За годы эмиграции ученый издал многочисленные статьи, брошюры, учебники. Им написан целый ряд крупных научно-технических трудов в области теплотехники, в особенности, по теории и конструированию паровых турбин. Его учебные пособия, а также переводы служили настольными книгами многим студентам, инженерам, конструкторам.

Соч.: Паровые турбины. СПб., 1916-17; Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград,1939.

В.Борисов