ИЗ РАННЕЙ ИСТОРИИ АЛГЕБРЫ В АНГЛИИ

Т.А.Токарева

Начало английской алгебры связано с именем Роберта Рекорда (1512 (1513)—1558). Обычно приводимые сведения о его жизни и творчестве весьма скудны, особенно в отечественной литературе. Данное обстоятельство, а также имеющие место неточности обуславливают необходимость краткого комментария биобиблиографического толка.

Указанный выше год рождения Р.Рекорда, действительно,— 1512-й или, предположительно, —1513-й, но не 1510-й, как сообщается во многих справочных изданиях. Большего внимания, впрочем, заслуживает перечень работ этого получившего образование в Оксфорде и Кембридже ученого, состоявшего впоследствии на службе Эдуарда VI в качестве лейб-медика. Среди оставленного им наследия:

— арифметика—«The Ground of Arts» («Основа искусств») 1543 года, столь популярная в Англии, что претерпела ок. 30 изданий;

— геометрия—«The Pathway to Knowledge» («Тропа к знанию») 1551 года, содержащая изложение 4-х первых книг «Начал» Евклида;

— астрономия—«The Castle of Knowledge» («Замок знания») 1556 года;

— алгебра—«The Whetstone of Witte» («Оселок остроумия») 1557 года, издававшаяся лишь дважды и относящаяся к библиографическим раритетам.

Полное название последней из работ—«Оселок остроумия, являющийся второй частью арифметики и содержащий извлечение корней, коссическую практику с правилом составления уравнений, а также иррациональные числа». Одно только этимологическое прочтение заголовка этой лондонской публикации недвусмысленно указывает на «континентальное» происхождение алгебры Р.Рекорда: «cos»«die coss» (нем.)—«cosa» (ит.). С латинским «causa» (причина, м.б.—«нечто») история математики связана появлением «коссической практики», внесшей абстрактно-конкретное понятие «неопределенного», «неизвестного» в математические занятия, получившие со временем и под влиянием новооткрытой арабской традиции наименование—«алгебра».

Вклад Р.Рекорда в эту сферу математического знания не сводится, однако, к учебно-методической роли систематика и интерпретатора, перенесшего через Ла-Манш приемы Дж.Кардано (1501—1576) и М.Штифеля (1486—1567). Ему, Р.Рекорду мы обязаны, например, введением всем знакомого знака равенства «=», отличавшегося в написании от современного, лишь некоторой удлиненностью. Впервые употребляемый в «Оселке остроумия», он на 14 лет отстоит от своего прообраза «Z», появившегося в «Основе искусств», где автор дополняет им заимствованные у М.Штифеля знаки «+» и «-». Размышления о математической символике, сменявшей вербальное описание математических понятий и операций, привели в данном случае к образу двух параллельных прямых, очевидным образом свидетельствовавших, «что нет двух других более равных вещей». По крайней мере, такое пояснение дает Р.Рекорд в своем «Оселке», прежде чем приступить к работе с уравнениями. Алгебраические интересы Р.Рекорда отличались постоянством и проходили через все его творчество. Даже в своей геометрической работе 1551 года («Тропа к знанию») он пользуется алгебраическими терминами и приемами, излагая к тому же «правило одного ложного положения». И, все же, главное достижение Р. Рекорда состоит в математическом просвещении Англии и утверждении алгебраических принципов в обыденном математическом сознании.

В этой связи заслуживает быть отмеченной еще одна весьма примечательная сторона деятельности Р. Рекорда. Он одним из первых среди современников начал в эпоху господства латыни писать математические работы на ясном большинству его соотечественников английском языке. Среди особых успехов Р.Рекорда — отыскание английских эквивалентов латинских и греческих математических терминов. В этом же ключе лежат его дидактические инициативы, запечатленные в стихотворных математических книгах, написанных в форме диалогов ученика и преподавателя и явно напоминающих изложением катехизис.

Вообще в деятельности Р. Ре корда легко угадываются приметы времени в котором он жил и господствовавших в европейском обществе идей. Идей Реформации. Поэтому усилия Р.Рекорда, связанные с «демократизацией» математического знания можно рассматривать в ряду событий более общего порядка. В том же ряду, в котором находится и перевод М.Лютером (1483—1546) библии на немецкий язык и многое другое, что в силу обстоятельств и личных свойств отвело Р.Рекорду роль основоположника английской алгебраической школы конца XVI—начала XVIII вв.



Текст воспроизведен по изданию:
Токарева Т.А. Из ранней истории алгебры в Англии // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 1995. М.: "Янус-К", 1996. С. 129-131.