ГРИГОРОВИЧ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ *
/26.01.1853, Россия -03.03.1930, Ментона, Франция/, военно-морской и государственный деятель.Родился в семье потомственного моряка - командира 5-го флотского экипажа Балтийского флота. Окончил Морское училище в 1874 г. и после годичного практического плавания корабельным гардемарином был произведен в мичманы. Служил на кораблях Балтийского флота. В 1883 г. в чине лейтенанта принял командование своим первым кораблем - новопостроенным портовым судном "Колдунчик". В последующие годы командовал пароходами "Рыбка", "Петербург", крейсером 2-го ранга "Разбойник", монитором береговой обороны "Броненосец", минным крейсером "Воевода". В 1896-1897 гг. капитан 2-го ранга Г. в качестве морского агента в Великобритании представлял интересы России на военно-дипломатической службе. В 1899 г. он принял командование строившимся эскадренным броненосцем "Цесаревич", который и получил в 1903 г. от судостроительного завода во Франции. В том же году Г. (уже капитан 1-го ранга) перевел свой корабль в Порт-Артур на усиление эскадры Тихого океана. Во время ночной атаки японских миноносцев 27 января 1904 г. корабль был торпедирован, но, благодаря хорошим конструкционным особенностям и налаженной службе, остался на плаву и продолжал участвовать в отражении неприятеля. В апреле 1904 г. произведенный в чин контр-адмирала Г. был назначен командиром Порт-Артуровского порта, где смог на высоком уровне организовать работу по ремонту кораблей, постановке оборонительных минных заграждений, тралению акватории базы, снабжению флота. После окончания русско-японской войны Г. занимал должность начальника штаба Черноморского флота и портов Черного моря, а с декабря 1906 г. - командира Либавского военного порта Императора Александра П на Балтике. С октября 1908 г
. он временно исполнял обязанности главного командира флота и портов, начальника Морской обороны Балтийского моря и командира Кронштадтского военного порта и военного губернатора Кронштадта.В феврале 1909 г. Г. императорским указом был назначен товарищем (заместителем) морского министра, а вскоре ему был присвоен чин вице-адмирала. По роду деятельности в его ведении находились вопросы материально-технического и гидрографического обеспечения флота, кораблестроения и судоремонта, ему же непосредственно подчинялись центральные органы подобного профиля. В начале 1911 г. незаурядные организаторские и дипломатические способности Г., его боевой и морской опыт, высокие личные качества делают адмирала наиболее приемлемой для императора Николая П и Государственной Думы кандидатурой на пост морского министра.
Деятельность министра была направлена на укрепление флота, воссоздание его боевой мощи и поддержание высокой готовности к решению задач вооруженной борьбы на море. В 1908-1914 гг. в России велась активная разработка военно-морских программ: был принят ряд законодательных актов о строительстве флота (Малая и Большая судостроительные программы), налаживалась четкая работа всех органов управления и министерства, устанавливался порядок проектирования кораблей, взаимоотношений с промышленными компаниями и обществами, приняты правила прохождения службы всеми категориями личного состава. Г. удалось найти формы благоприятных взаимоотношений с Государственной Думой и высшими органами управления Российской Империи, добиваясь удовлетворения запросов и нужд флота. Министр неоднократно выезжал на флоты и судостроительные заводы, лично контролируя ход постройки кораблей и подготовки сил, создания портов, мастерских и береговых укреплений.
В период первой мировой войны Морское министерство, возглавляемое Г., сумело обеспечить согласованную работу промышленности, системы материально-технического обеспечения и подготовку кадров в учебных заведениях. О правильности выбранного под руководством министра направления в морской политике и кораблестроении свидетельствовал и тот факт, что построенные накануне и в ходе первой мировой войны боевые единицы составляли 100% линкоров, 40% крейсеров и 30% эсминцев в составе флота, встретившего в 1941 г. Великую отечественную войну.
Большое внимание в ходе первой мировой войны Г. уделял организации обороны Петрограда с морского направления, созданию минно-артиллерийской позиции в Финском заливе, обеспечению регулярных океанских сообщений с союзниками через северные порты, формированию Флотилии Северного Ледовитого океана.
Деятельность Г. была отмечена всеми российскими и многими иностранными орденами, он стал членом Государственного Совета (1914). Ему одному из немногих удалось пережить "министерскую чехарду" последних лет императорской России, полностью отмести попытки распутинской клики повлиять на работу и кадры морского ведомства, которое он возглавлял в течение 6-ти лет.
Решением Временного правительства от 22 марта 1917 г. адмирал Г. был отстранен от должности морского министра. После Октябрьского переворота он работал сотрудником Морской исторической комиссии по обобщению опыта мировой войны и боевых действий на море. Преподавал в Высшей школе водного транспорта. Приступил к написанию "Воспоминаний бывшего морского министра". Осенью 1924 г
. покинул Россию для лечения за границей. Жил на юге Франции, где из-за недостатка средств вынужден был продавать написанные им картины, среди которых преобладали морские пейзажи.* Н.Б.Березовский, В.Д.Доценко, В.П.Тюрин. Российский императорский флот. 1696-1917. М., 1996.