ИСЛЯМОВ ИЛЬЯ ИСХАКОВИЧ /28.06.1899, Кронштадт, Россия - США/, авиационный инженер.

Сын известного русского гидрографа, сподвижника адмирала Макарова, генерала И.И.И. Отец был мусульманином, мать (В.А.Паннаш) - лютеранкой, а сам И. крещен по православному обряду. В детстве юнгой принимал участие в полярных экспедициях отца, водружал русский флаг на Земле Франца-Иосифа. В 1916 г. окончил Петроградское коммерческое училище и поступил в Морской кадетский корпус. Летом 1917 г. проходил практику на крейсере Балтийского флота, а в октябре вместе с другими учащимися Корпуса был направлен для продолжения учебы в эвакуацию во Владивосток. Во время революционных событий 1917 г. вместе с другими гардемаринами И. участвовал в захвате вспомогательного крейсера "Орел" и изгнании с него революционно настроенных матросов. На крейсере ушел во Вьетнам. После прихода к власти белогвардейского адмирала А.В.Колчака вернулся во Владивосток, где продолжил учебу в Корпусе, воевал с "красными" партизанами в Приморье. После восстановления на Дальнем Востоке в 1920 г. советской власти И. отправился вместе с другими гардемаринами на "Орле" в Европу, и во время стоянки в Калькутте произведен в первый офицерский чин мичмана.

После продажи в 1921 г. крейсера "Орел" И. работал таксистом в Каире, но через год перебрался к отцу в Стамбул, а оттуда в июле 1923 г. вместе с братом - в США. Первое время он работал в Нью-Йорке рабочим на кондитерской фабрике, посыльным, барменом и шофером. Одновременно учился в Ренсселаеровском политехническом институте. Получив в 1925 г. диплом инженера по электротехнике И. работал на строительстве электростанции в штате Нью-Джерси, но вскоре перешел в компанию Эдисона в Нью-Йорке. В то же время молодого инженера все больше привлекала авиация. Его старший брат был одним из ближайших сподвижников И.И.Сикорского.

Летом 1926 г. И. оставил фирму Эдисона и по приглашению своего товарища и однокашника по Морскому корпусу К.Л.Захарченко перешел работать конструктором на небольшую авиационную фирму "Кейз Эркрафт" на Лонг-Айленде, где они вместе строили 2-моторный биплан по заказу эксцентричного миллионера Ч.Левина. Из-за причуд заказчика аппарат достроен не был, фирма закрылась. В начале 1927 г. И. поступил на "Сикорский Мэньюфекчуринг", где был ведущим инженером по модификации амфибии S-36 и бомбардировщику S-37. В самый разгар работ по новой перспективной амфибии S-38 он поссорился с начальником производства фирмы и в мае 1928 г. покинул фирму Сикорского.

По приглашению Д.Белланка И. переехал в Нью-Кастл (штат Делавар), где в фирме "Белланка Эркрафт" занял должность ведущего конструктора по самым перспективным моделям фирмы - высокопланам с несущими подкосами "Пейсмейкер" и "Скайрокет". Аппараты пользовались огромным успехом не только у владельцев авиалиний, но и у летчиков-спортсменов. На них было сделано много выдающихся перелетов, в подготовке которых непосредственное участие принял И. После реорганизации фирмы в 1932 г. он стал начальником планово-коммерческого отдела. Благодаря своим незаурядным организаторским способностям, И. в 1937 г. был назначен начальником производства "Белланки Эркрафт". Ему удалось успешно внедрить в производство новые модели самолетов фирмы и обеспечить поставки заказчику, несмотря на жесткие сроки и условия. Когда в начале второй мировой войны гражданские заказы фирме резко упали, И. обратился к субподрядам и быстро перестроил предприятие на выпуск новых видов авиационной техники. Благодаря ему, "Белланка" стала крупнейшим в США производителем авиационных турелей, которые устанавливались не только на самолетах, но и на сухопутной технике. Фирма получила крупный подряд на строительство учебных самолетов для подготовки бортстрелков. В июле 1944 г. президент Д.Белланка назначил И. вице-президентом и генеральным менеджером, т.е. 2-м человеком на фирме. Однако по окончании войны, когда объемы производства резко упали, Белланка начал тяготиться тяжелым характером своего заместителя, и И. пришлось покинуть фирму, которой он отдал 18 лет жизни и которая была ему обязана своим становлением и благополучием.

Во второй половине 40-х гг. И. занимал руководящие должности на фирме "Фейрчайлд Эркрафт" и авиакомпании "Транс Уолд Эрлайнс". В 1951-1958 гг. он работал начальником конструкторского бюро, а затем вице-президентом фирмы "Людвиг Хонолд" в Пенсильвании, занимался освоением новых авиационных материалов и их применением в конструкции летательных аппаратов. Потом И. перешел на фирму "Хайез", где руководил разработкой оборудования, предназначавшегося для хранения, сборки, отладки и запуска баллистических ракет "Сатурн", "Паларис" и "Першинг", а также исследованиями по новым композиционным материалам. С 1963 г., будучи уже на пенсии, он работал консультантом по новым материалам и технологиям в Маршаловском центре космических исследований в лаборатории инженерного производства. За годы работы в ракетно-космической промышленности И. опубликовал 37 научных отчетов.

Арх.: Архив Национального Аэрокосмического музея США.

В Михеев