ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
/21.08.1876, Санкт-Петербург, Россия - ?.07.1964, Сантьяго, Чили/, ученый, инженер, специалист по двигателям внутреннего сгорания.Родился в семье отставного канцелярского служащего. В 1901 г. после окончания Горного института Императрицы Екатерины П был оставлен на кафедре прикладной механики для подготовки к профессорскому званию. Специализировался на изучении применения газовых двигателей для горнозаводских целей, изучал рудничное оборудование в Европе. На основе диссертационного материала и читаемого им с 1904 г. курса издал в 1907 г. свою первую книгу - "Газовые воздуходувные машины".
В 1904 г. началось сотрудничество Л. с Санкт-Петербургским политехническим институтом Императора Петра Великого (ППИ), куда он был принят на работу младшим лаборантом кафедры прикладной механики. В течение следующих 2-х лет Л. был избран руководителем практических занятий по машиноведению, стал старшим лаборантом, а затем преподавателем металлургического отделения ППИ. В 1908 г. он начал читать курс лекций по двигателям внутреннего сгорания на кораблестроительном отделении ППИ.
Вместе со своим младшим братом Владимиром (известным спортсменом, одним из первых русских летчиков и выдающимся в будущем организатором российской авиационной промышленности) Л. стоял у истоков отечественной авиации. В принадлежавшей им маленькой мастерской братья строили гоночные катера, мотоциклы, буера и аэросани, а с началом всеобщего увлечения авиацией одними из первых в России начали строить планеры и самолеты.
В 1909 г. Л. был в числе организаторов авиационной специальности на кораблестроительном отделении ППИ, начал читать для будущих русских авиационных инженеров курс - "Двигатели и механизмы аэропланов".Накануне первой мировой войны Л. - крупнейший в России специалист по авиационным моторам, организовал при ППИ первую в стране лабораторию воздухоплавательных двигателей внутреннего сгорания. В это же время стал профессором Горного института. В конце 1913 г. Л. был приглашен в Технический комитет Воздухоплавательного отделения Главного военно-технического управления Военного министерства (в 1916 г. преобразовано в Управление Военно-воздушного Флота). С этих пор вместе с профессорами А.П.Фан-дер-Флитом, Г.А.Ботезатом и С.П.Тимошенко он осуществлял все научно-техническое руководство строительством российского Военно-воздушного Флота и авиационной промышленности. Вместе с ними Л. был организатором и руководителем петербургской научной авиационной школы, опиравшейся на мощную экспериментально-лабораторную базу столичных военных и гражданских высших учебных, а также государственных научно-исследовательских учреждений. Научную деятельность Л. совмещал с работой научным консультантом в ряде частных авиационных предприятий, в том числе помогал И.И.Сикорскому при создании многомоторных самолетов и своему брату при организации проектирования и серийного производства авиационной техники на предприятиях фирмы "В.А.Лебедев".
В годы первой мировой войны Л. внес большой вклад в организацию отечественной авиамоторной промышленности и научно-исследовательских центров. Он проектировал новые силовые установки, разрабатывал методы оптимального подбора к ним воздушных винтов, занимался развитием теории полета. В этот период он стал профессором ППИ, преподавал на его кораблестроительном, механическом и металлургическом отделениях, много сделал для укрепления учебной и лабораторной базы института и подготовки создания нового авиационного отделения. Л. остался также профессором Горного института. Ученый был автором ряда научных работ
и учебных пособий о проектировании легких двигателей, в том числе учебника "Воздухоплавательные двигатели". Накануне февральской революции он стал статским советником, был награжден орденом Св. Анны и Св. Станислава 3-й степени.В декабре 1917 г. Л. вместе с братом покинул Петроград, отправился на юг России и принял активное участие в Белом движении. В 1921 г. по личному приглашению короля сербов, хорватов, словенцев Александра профессор Л. поселился в Белграде и заведовал кафедрой легких двигателей внутреннего сгорания инженерного факультета Университета. Кафедра и лаборатория, созданная при ней, послужили основой авиационного двигателестроения в Югославии. Л. был одним из организаторов авиационного факультета Белградского университета, вел большую научную и преподавательскую работу, консультировал государственные и частные учреждения Югославии, часто выезжал с лекциями с другие страны (чаще всего во Францию). Академия наук этой страны наградила ученого "Почетной Пальмовой Ветвью" и избрала в 1939 г. своим действительным членом.
В 1944 г. с приходом Красной Армии в Югославию Л., подобно другим русским эмигрантам, уехал с семьей на Запад. Он стал профессором и заместителем декана технического факультета Мюнхенского университета. В 1951 г. Л. переехал в США, в Лос-Анжелес, где работал консультантом авиамоторного завода "Хеллет Моторз". Через несколько лет он перебрался в Чили, где получил кафедру легких силовых установок при Университете Сантьяго. Считался крупнейшим чилийским специалистом в своей области.
Л. был автором 15 книг и нескольких десятков статей по различным проблемам энергетической техники. При его непосредственном участии в Югославии, Франции, германии, США и Чили были созданы авиационные, корабельные и локомотивные двигатели внутреннего сгорания.Л. был женат на Елизавете Николаевне Невзоровой, имел дочь Елизавету. Похоронен он на православном кладбище в Сантьяго.
Соч.: Газовые
воздуходувные двигатели. СПб., 1907; Воздухоплавательные двигатели. СПб., 1916.Арх.: Государственный архив Санкт-Петербурга; Архив Национального Аэрокосмического музея США.
В.Михеев