РЯБУШИНСКИЙ ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ /18.10.1882, Москва, Россия - 27.08.1962, Париж, Франция/, аэро- и гидродинамик, один из основоположников экспериментальной аэродинамики в России.

Из известной семьи московских промышленников и банкиров, брат В. и П.Рябушинских. После окончания 5-й московской гимназии он, по семейной традиции, поступил в Московскую Практическую академию коммерческих наук, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью и степенью кандидата коммерции. Курс механики в этом среднем специальном учебном заведении читал профессор Н.Жуковский. Знакомство с "отцом русской авиации", определило дальнейшую жизнь Р. Осенний семестр 1901 г. он провел в Гейдельбергском университете. Посетив затем "дышавшую воздухоплаванием" Францию, отправился в кругосветное путешествие, во время которого с интересом наблюдал за полетом морских чаек. Домой Р. приехал с твердым намерением вместо коммерции заняться постройкой летательных аппаратов, о чем сообщил профессору Жуковскому; тот посоветовал начать с создания аэродинамической лаборатории для изучения законов полета.

В 1904 г. в имении Р. в Кучине под Москвой было возведено здание Аэродинамического института, являвшегося по своему оснащению и широте постановки исследований первым в мире научным заведением подобного типа (за рубежом аналогичные учреждения возникли лишь на 5-6 лет позже). Как само строительство, так и первые исследования в институте велись под общим руководством Жуковского. Кучинский Аэродинамический институт сыграл большую роль в становлении не только отечественной, но и мировой науки о теории полета летательных аппаратов. Наряду с Жуковским в проводимых исследованиях участвовали его соратники и ученики: В.Кузнецов, Б.Бубекин, С.Неждановский и др. Правда, через год-полтора большинство учеников Жуковского и он сам покинули институт. Дело в том, что Р. не пожелал ограничиться ролью директора института и богатого мецената и захотел лично проводить научные исследования, зарекомендовав себя вскоре талантливым экспериментатором. Начав свою работу под непосредственным руководством Жуковского и постепенно проявляя все большую самостоятельность, вскоре он подчинил исследовательскую деятельность института своим личным научным интересам; возможности для работы других сотрудников оказались резко ограниченными. Кучинский институт стал уникальным учреждением, владелец которого был, за исключением оставшегося профессора В.Кузнецова, единственным научным работником. В исследованиях Р. опирался на работу своих лаборантов в первую очередь, В.Ковалева, П.Гусева и И.Смирнова (Ковалев в дальнейшем последовал за Р. в эмиграцию и оставался его постоянным помощником). Несмотря на свой уход из института, Жуковский продолжал оказывать Р. необходимую помощь, широко используя в своей научной и педагогической деятельности результаты исследований института.

Для восполнения пробелов в теоретической подготовке Р. с 1907 г. посещал в качестве вольнослушателя занятия в Московском университете, а в следующем году поступил на математическое отделение физико-математического факультета. По окончании в 1912 г. университета был оставлен Жуковским при возглавляемой им кафедре теоретической механики для подготовки к профессорскому званию. В начале 1916 г. выдержал экзамен на степень магистра и был зачислен приват-доцентом университета; начал читать курсы теории упругости и аэродинамики.

В тематике первых научных работ Р. прослеживается влияние Жуковского, который в то время интересовался проблемами вертолета, в первую очередь характерными режимами работы несущего винта. С этой точки зрения, большое значение имело исследование Р. влияния косой обдувки винта. Мировую известность принесло ему изучение авторотации винта, что было частью исследований, проводимых в Кучинском институте. Многие эксперименты в этой области (изучение вихрей и поля индуктивных скоростей под винтом) были проведены в столь полном объеме впервые в мире. В 1910-х гг. Р. уделял все большее внимание совершенствованию методов экспериментальной аэродинамики, улучшению характеристик лабораторного оборудования. Была проведена большая работапо изучению поля трубы и обеспечению его равномерности, анализировалось влияние стенок трубы и величины моделей на их обтекание потоком. Значительный вклад был внесен ученым в развитие теории подобия. В 1911 г. Р. впервые была установлена частная формулировка - теоремы для механических явлений, получившей в дальнейшем широкую известность под названием теоремы Букингема. В Кучинском институте велась большая работа по изучению ламинарного и турбулентного потоков, спектров обтекания разных тел, в том числе разрезанных крыльев, исследованию вихрей, образуемых несущими поверхностями в потоке. Под руководством Р. в институте создавались и совершенствовались новые экспериментальные установки, многие из которых отличались большой оригинальностью конструкции. На базе построенной в 1911 г. при институте специальной лаборатории Р. начал свои исследования в области гидродинамики.

Исследования Кучинского института, издававшиеся в виде бюллетеней на французском языке, были широко известны как в России, так и за рубежом. Труды Р. печатались в отечественных и зарубежных сборниках, выходили отдельными изданиями. Они принесли заслуженную славу Р. и русской авиационной науке. Августейший покровитель русской военной авиации Великий князь Александр Михайлович наградил ученого особым знаком отличия, "даруемым за заслуги, оказанные отечественному воздухоплаванию".

Ученик и сподвижник Жуковского по праву может считаться одним из основоположников отечественной экспериментальной аэродинамики. В апреле 1914 г. научный мир России и других стран торжественно отметил 10-летие Кучинского института. Во время празднования Р. заявил о выдвижении новой, "гораздо более трудной и грандиозной" задачи - разработки теории "перелета на другую планету". Он приступил к исследованиям по теории ракетного движения, которые продолжил и в эмиграции. Начавшаяся первая мировая война внесла свои коррективы в работу института. Глава Московского военно-промышленного комитета П.Рябушинский привлек своего брата к выполнению заданий Главного артиллерийского управления. В Кучине при непосредственном участии Р. строились и испытывались новые виды вооружения: минометы, безотказные орудия и ракетное оружие.

Октябрьская революция ознаменовалась в Кучине поджогами соседних имений. Опасаясь за семью, Р. отправил жену и 3-х дочерей за границу, а сам остался, пытаясь сберечь Аэродинамический институт. Он добился национализации института и покровительства над ним Наркомата просвещения. Решением отдела научных учреждений Наркомпроса Р. был оставлен директором Кучинского института. Однако осенью 1918 г. его арестовали; чудом оставшись в живых, в декабре того же года он уехал в Данию, а оттуда в 1919 г. переселился в Париж. Вскоре после эмиграции своего создателя Кучинский институт прекратил свое существование.

Во Франции Р. продолжил исследования по гидродинамике, в том числе по изучению движения твердых тел в жидкости, вихревых течений, кавитации и сопротивления жидкостей. В июне 1922 г. он был удостоен Парижским университетом ученой степенью доктора математических наук за 2-е представленные диссертации: "Исследования по гидродинамике" и "Об общих уравнениях движения твердых тел в жидкости". С этого времени ученый начал сотрудничать с техническим управлением министерства авиации и читать лекции в университете. С 1925 по 1953 г. им было прочитано в Сорбонне 15 курсов лекций. Р. не принял французского гражданства и до конца жизни сохранил паспорт русского эмигранта, однако на международных конгрессах он представлял французскую науку и высшую школу. Р. выступал с докладами и читал лекции в научных аудиториях США, Великобритании, Югославии и Польши. Р. состоял членом Лондонского Королевского института, Аэродинамического научного института в Нью-Йорке, Французского математического общества и т.д.

В 1929 г. при Институте механики Парижского университета была организована лаборатория механики жидкостей; Р. занял пост заместителя директора лаборатории, стал членом Совета Института механики.Он внес большой вклад в совершенствование методов и оборудования экспериментальных исследований. Созданные Р. приборы с успехом демонстрировались на международных авиационных выставках. В 1929 г. в Сорбонне было организовано торжественное чествование 25-летия со дня основания Кучинского Аэродинамического института, а его основатель признан "одним из наиболее выдающихся мастеров в гидродинамике".

Основной тематикой исследований Р. в 30-е гг. продолжало оставаться изучение воздушных и гребных винтов, гидроаэродинамических сопротивлений. Ряд его работ был посвящен газогидравлическим аналогиям плоских течений, причем он исследовал структуру потоков и сопротивление. Разработанные ученым аналогии между воздушными и жидкостными течениями получили название "аналогий Рябушинского". В публикациях ученого исследовались задачи дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых течений газов и, в частности, задача истечения газовых струй. В 1923 г. Академия наук Франции присудила Р. премию Генри Вазена, а в 1935 г. избрала ученого своим членом-корреспондентом.

Лаборатория механики оставалась основным местом работы Р. до 1940 г., когда она была закрыта немецкими оккупационными властями. После второй мировой войны он сотрудничал преимущественно с Национальным центром научных исследований Франции. В мае 1954 г. в Сорбонне торжественно праздновался 50-летний юбилей научной деятельности Р., на котором присутствовали ученые из всех стран (за исключением СССР). Французское министерство авиации выпустило юбилейный сборник с научными статьями его друзей, коллег и учеников. Всего с 1906 по 1962 г. ученый опубликовал свыше 200 научных работ, посвященных аэродинамике, астрофизике, сверхзвуковой динамике, геометрии, гидродинамике, математике и теоретической физике. Среди его работ по геометрии особенно важными были исследования по абсолютным величинам и по прерывистой геометрии.

Р. занимал важное место в научных кругах русской эмиграции. Он был одним из основателей Русского Высшего технического училища во Франции: с 1931 г. профессор этого института, заведовал кафедрой теоретической механики, в течение многих лет состоял председателем Совета профессоров. Из среды молодых эмигрантов он воспитал много талантливых учеников, в том числе В.Демченко, С.Владимирского, Г.Гербильского, И.Воронца и др. Они внесли большой вклад в развитие французской мировой науки. Р. принимал также активное участие в общекультурной жизни русской эмиграции, оставался большим патриотом России. Он интересовался событиями у себя на родине, развитием советской науки и техники, судьбой своего любимого детища в Кучине. Всю жизнь ученый защищал и пропагандировал на Западе достижения и приоритеты российских ученых и конструкторов. Р. был основателем Русского научно-философского общества во Франции. Прочитанные там доклады представляют собой настоящую энциклопедию научных достижений русского зарубежья. Он основал и возглавил Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом, спасшее от разграбления и гибели многочисленные архивы русских эмигрантов. Кроме того, он состоял председателем Европейского комитета по изданию "Книги о вкладе российской эмиграции в мировуюкультуру" и членом Совета Русской академической группы. Похоронен Р. был среди выдающихся русских авиаторов на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Соч.: Аэродинамический институт в Кучине 1904-1914. М., 1914; Thirty Years of Theoretical and Experimental Research in Fluid Mechanics // The Journal of the Royal Aeronautical Society, 1935, N 292-293; 25 Years More of Theoretical and Experimental Research in Fluid Mechanics // Ibid., 1962, N 620.

Лит.: Bulletin de I,Institute Aerodynamique de Koutchino. Moskou. Paris, fasc. 1-5, 1906-14; fasc.6, 1920; Jubilé scientifique de M.Dimitri P.Riabouchinsky. Paris, 1954; Вечорин Е. Дмирий Павлович Рябушинский // Рус. мысль, 1962, 30 авг.; Михайлов Г.К. Основатель Аэродинамического института // Вест. АН СССР, 1991, № 11.

В.Михеев