РУБИНСКИЙ
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ /01(13).01.1890, слобода Маяк Изюм, Харьковская губ, Украина (входила в состав Российской Империи) - 15.12.1967, Бейрут, Ливан/, инженер конструктор.Родился в семье священника. После окончания в 1910 г. Харьковской духовной семинарии поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища (ИМТУ). Уже на 1-м курсе активно включился в деятельность Воздухоплавательного кружка, созданного при училище под руководством Н.Е.Жуковского в 1909 г.
: участвовал в постройке летательных аппаратов, создании измерительных приборов и проведении экспериментальных исследований. С начала первой мировой войны Р. принял участие в организации авиационной школы добровольцев при Московском обществе воздухоплавания и обучался в ней "искусству летания". В октябре 1914 г. вместе со своим однокурсником К.А.Ушаковым сконструировал тренажер для обучения пилотированию самолетов, использовавшийся впоследствии в школе.В 1915 г. Р. поступил "охотником" в действующую армию, окончил краткие теоретические курсы авиации при ИМТУ и после производства в прапорщики заведовал технической частью и авиационными мастерскими военно-авиационных школ в Москве. Наряду с этим вел исследования в Аэродинамической лаборатории ИМТУ, выступал в качестве эксперта по вопросам авиации в различных учреждениях. Р. разработал прибор для записи реакции самолета на действие элеронов и рулей, исследовал коэффициент сопротивления авиационных стрел - металлических стержней с оперением, которые широко применялись тогда авиацией воюющих стран для уничтожения живой силы противника. Ему принадлежит установка для записи траекторий самолетов (и падающих бомб), с помощью которой, сравнивая моторный полет с планирующим, можно было определять характеристики винтомоторной группы самолета. В 1916 г. Р. спроектировал (в сотрудничестве с К.А.Ушаковым) зеркальный коллиматорный прицел, применявшийся с весны 1917 г. на фронте и переданный военным миссиям союзников (применялся в Англии во время второй мировой войны).
В 1916 г. Р. был рекомендован Советом ИМТУ для командирования в союзные страны - Англию и Францию, с целью изучения там состояния производства самолетов, но последовавшие события не позволили реализовать эти планы.
В 1916 г. Р. был назначен в 1-й авиационный парк, переведенный из Петрограда в Одессу. Парк делегировал его на авиационный съезд, проходивший в 1917 в
Москве. Р. был выбран членом Совета авиации. Октябрьская революция застала его в Одессе, и ввиду приближения австрийских войск на Р. легли заботы об эвакуации рабочих и имущества парка в Саратов. Демобилизовавшись в январе 1918 г., Р. вернулся в Москву для завершения своего обучения в Московском техническом училище. Здесь у него возникла идея объединения научных работников и инженеров, связанных с проблемами авиации. М.М.Громов посоветовал ему обратиться по этому вопросу в правительство, а Н.Е.Жуковский рекомендовал привлечь к организации такого центра А.Н.Туполева. Осенью 1918 г. Р. направил в НТО ВСНХ официальное предложение о создании "Центрального аэрогидродинамического института" (ЦАГИ). Предложение это было одобрено, и в декабре 1918 г. ЦАГИ начал свою работу под руководством "коллегии" в составе 3-х человек: Н.Е.Жуковский (председатель), А.Н.Туполев и И.А.Рубинский.Наряду с работой в ЦАГИ Р. участвовал в работе центрального управления авиационными
заводами. В 1919 г. он был направлен в Одессу для урегулирования взаимоотношений с рабочими на авиационном заводе. Прибыв в Одессу, занятую в то время белогвардейцами, Р. принял решение выехать из России и искать возможность добраться до Америки. С этой целью Р. поступил кочегаром на пароход, который был реквизирован Добровольческой армией и превращен в госпитальное судно для тифозных больных. Вскоре Р. заразился тифом и оказался в пароходном лазарете, корабль же в связи с эвакуацией Белой армии был направлен в Египет. В результате Р. попал в лагерь для беженцев под Александрией. Недалеко находился английский военно-воздушный парк, и в 1920 г. Р. устроился туда на работу. Через некоторое время он переехал в Сирию, где имел частную инженерную практику в Дамаске (1922-1925), работал в вычислительном бюро Управления земельного кадастра и сельскохозяйственной мелиорации государств Сирии, Алауитов и Великого Ливана (1924-1925). В 1926 г. Р. переехал в Ливан, где получил должность преподавателя в частном Американском университете в Бейруте, основанном в 1866 г. В 1931 г. он стал адъюнктом, затем доцентом (1939) и профессором инженерных наук (1951). Удивительно разносторонним был спектр его преподавательской деятельности в университете. Он вел курсы по теоретической и аналитической механике, графостатике, теории механизмов, гидравлике, гидрологии, теплотехнике и термодинамике, изысканиям, общей и высшей геодезии, практической астрономии, ирригации, техническому черчению; руководил проектированием по водоснабжению, отоплению и холодильному делу; вел лабораторные и практические занятия по инженерной гидравлике, испытанию материалов, теплотехнике и практической геодезии; читал дополнительные курсы для аспирантов по векторному анализу, теории ошибок, небесной механике, гидродинамике. Разнообразие общетеоретических и прикладных инженерных курсов, которые вел Р., свидетельствует не только о его личной одаренности, но и о той блестящей инженерной школе, которую он прошел в ИМТУ. Первый годичный отпуск Р. провел в 1938/39 учебном году в Массачусетском технологическом институте (США). Здесь он предложил употреблять в сверхзвуковых аэродинамических трубах тяжелые газы вместо воздуха, что сильно снижало потребную мощность (о результатах своих исследований Р. сообщил в советское консульство - для передачи в ЦАГИ). Следующий свой годичный отпуск Р. провел в 1950/51 учебном году в Принстонском университете (США), где продолжил свои исследования по применению стекловолокна в предварительно напряженном бетоне. В 1955 г. Р. ушел на пенсию, но числился научным сотрудником университета до 1963 г.Ему принадлежала масса новаторских идей и изобретений в различных областях. К сожалению, многие из них остались неосуществленными из-за отдаленности Бейрута от ведущих научных центров промышленно развитых стран. В 1923 г. Р. направил в Военное ведомство США обоснование целесообразности полетов в стратосфере в целях выигрыша скоростей. В 1925 г. он разработал вычислительные приборы для обработки геодезических данных. С 1930 г. занялся изучением снижения гидродинамического сопротивления судов с помощью "воздушной подушки", предвосхитив последующее бурное развитие этой идеи. Им была спроектирована вычислительная машина для решения систем уравнений со многими неизвестными. Р. изучал распространение звука по натянутым струнам и использовал результаты этого исследования для разработки устройства, усиливающего звук аналогичные вибрационные процессы. Он предложил оригинальные дифференциальные трансмиссии для высоких коэффициентов передачи. На протяжении ряда лет успешно занимался проектированием и испытанием простейших высокоэффективных центробежных водяных насосов для орошения, начало работ над которыми было положено запросом Переселенческого комитета Лиги Наций. Р. участвовал в проектировании и строительстве в Бейруте сооружений для промышленного обезвоживания нефти газами. Ему принадлежат также конструкции ряда измерительных приборов.
Небольшой сборник его работ содержит статьи, посвященные снижению трения в грунтах с помощью электроосмоса, использованию методов графостатики для оптимизации коммуникационных линий, устройствам для опреснения морской воды, центрифужным испытаниям хрупких материалов, использованию "жидкого стекла" в дорожном строительстве, устройству для предварительного напряжения стержней и расчету предварительно напряженных блоков. Последнюю свою работу о простых аналогиях, поясняющих действие тяготения, написанную к 300-летию закона всемирного тяготения, Р. посвятил памяти 2-х русских ученых - П.Н.Лебедева и Н.Е.Жуковского (1966).
За многогранную научно-техническую и преподавательскую деятельность правительство Ливана наградило Р. "Орденом Кедра
", а Министерство образования республики - бронзовой медалью.Незадолго до смерти Р. побывал в Москве и написал свои краткие автобиографические заметки.
Р. был разносторонней личностью: увлекался цветной стереофотографией, конструированием быстроходных лодок, мастерил визуальные средства для преподавания.
Р. женился в Египте 3 февраля 1921 г. на Эллине Браун - уроженке Тифлиса, дочери работавшего на Кавказе английского инженера. У них было 3-е детей: Андрей, Илья, Татьяна. Похоронен Р. на бейрутском кладбище в Ашрафие, отпевание было совершено в церкви Св.
Дмитрия.Соч.: The use of heavy gases оr vapors for high speed wind tunnels // Journal of the Aeronautical Sciences, 1939, vol.6, N 11; New idea for prestressing concrete: Apply prestress with glass // Engineering News-Record, 1951, vol.146, N 9; Research papers. Beirut, 1964; К истории Воздухоплавательного кружка. Рукопись. Научно-мемориальный музей Н.Е
.Жуковского.Лит.: Emeritus Professor Ivan Rubinsky dies in Beirut // American University of Beirut, Faculty Bulletin, 13 January 1968; Некоторые даты к истории ЦАГИ. М.,1978.
В.Бычков
Г.Михайлов