СЕРГИЕВСКИЙ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ
/20.02.1888, Царское Село, Россия - 1971, Нью-Йорк, США/, летчик-испытатель, авиационный инженер-конструктор, общественный деятель.Родился в семье инженера путей сообщения. Отец и мать (Екатерина Томашевская) происходили из старых русских дворянских родов. Вскоре семья переехала в Одессу, где С. закончил в 1906 г. реальное училище Св. Павла и поступил на строительное отделение Киевского политехнического института Императора Александра П. Еще, будучи школьником, С. был награжден медалью за
спасение утопающего.С. был активным членом созданного в институте студенческого воздухоплавательного кружка, где познакомился с И.И.Сикорским. Под руководством одного из первых русских летчиков - С.И.Уточкина
- в 1912 г. начал учиться летать на самолете. В том же году, отбывая воинскую повинность, С. сдал экзамен на прапорщика запаса. После защиты в 1913 г. институтского диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии для него не хватило и, демобилизовавшись, С. стал работать инженером-мостостроителем.С началом первой мировой войны С. был призван в армию в 125-й Курский пехотный полк. В одном из боев, несмотря на полученное ранение, принял командование ротой, за что командование его произвело в поручики. В военные годы был награжден всеми обер-офицерскими орденами: Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 2-й, 3-й, 4-й степеней, Св. Станислава 2-й степени с бантом и 3-й степени с мечами и бантами. В начале 1916 г. перешел служить в авиацию, где непродолжительное время являлся летчиком-наблюдателем. Сдав весной 1917 г. экзамен на военного летчика в Севастопольской военной авиационной школе, С. поступил во 2-й Истребительный авиаотряд, который вскоре и возглавил. Он быстро стал одним из лучших летчиков-истребителей. В 55-ти воздушных боях ас уничтожил 11 вражеских самолетов и 3 аэростата, за это был произведен в штабс-капитаны.
В 1918 г. С. уехал в Англию и поступил летчиком-истребителем в Королевские Военно-воздушные силы, но начавшаяся в следующем году гражданская война заставила его вернуться назад
, в Россию. В конце 1919 г. С. командовал эскадрильей в армии Юденича, а в следующем году формировал на территории Польши авиацию 3-й Армии Врангеля. За свою службу в Белой армии летчик был награжден орденом Св. Николая 4-й степени с мечами и бантом и произведен в капитаны. После прекращения боевых действий С. работал в Польше в комиссии по военнопленным, и, обладая хорошим голосом, зарабатывал на жизнь также исполнением оперных арий.В 1923 г. С. вместе со своей 2-й женой и сыном эмигрировал в США, где первое время работал строителем, но, узнав об организованной на Лонг-Айленде собственной фирме И.И.Сикорского, устроился
там инженером и летчиком-испытателем. С. внес большой вклад в разработку S-35 и других первых американских самолетов Сикорского. С 1926 по 1928 г. С. на гидросамолете Сикорского служил в нефтеперерабатывающей компании в Колумбии, потом вернулся шеф-пилотом на фирму Сикорского в Стратфорд. Он являлся испытателем почти всех амфибий и летающих лодок этой фирмы, установил на них с 1930 по 1936 г. 18 мировых рекордов, совершил в 1931 г. уникальный перелет из Нью-Йорка в Сантьяго, а в 1933 г. принял участие в трансафриканской экспедиции. С. заслуженно считается одним из самых выдающихся летчиков Америки и летчиком № 1 среди русских эмигрантов. Он продолжал летать на собственной амфибии до глубокой старости, не раз пересекая Атлантику.В 1935 г. С. женился на дочери нью-йоркского миллионера Г.Б.Хохчайлд, от которой имел дочь. В имении жены под Нью-Йорком он прожил всю оставшуюся жизнь. Принадлежавшие ему и жене большие средства С. использовал для поддержки различных начинаний русских эмигрантов. В 1938 г. он в качестве вице-президента и летчика-испытателя вошел в возглавлявшуюся известным русским ученым и конструктором Г.А.Ботезатом фирму "
Helicopter Corporation of America". Им были испытаны вертолеты GB-2 и GB-5 оригинальной, соосной схемы. Вскоре, после смерти Ботезата в 1940 г., фирма прекратила свое существование, а С. в годы второй мировой войны служил техническим советником 8-й и 9-й Американских воздушных армий.В послевоенные годы С. некоторое время летал на чартерных линиях, руководил летной школой на Лонг-Айленде, а также занимался большой общественной деятельностью, возглавлял и принимал участие во многих русских обществах и культурных мероприятиях. Он был бессменным председателем Общества бывших русских летчиков в США и почетным председателем всех объединений русских летчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других. До конца
своих дней С. оставался большим русским патриотом и непримиримым борцом с коммунизмом, был крупным деятелем Русского общевоинского союза, 10 лет возглавлял Русский политический комитет. Как истинный христианин он много помогал церкви и русским эмигрантам, пожертвовал десятки тысяч долларов обществам и частным лицам.Лит.: Борис Васильевич Сергиевский.
New-York, 1975; Who,s who in aviation. New York, 1943.Арх.: Архив Национального Аэрокосмического музея США.
В.Михеев