УТЕЧКУ УМОВ ОСТАНОВИТЬ НЕОБХОДИМО

 

В Дагомысе прошла встреча руководителей государства и Российской академии наук. За последние месяцы это уже вторая встреча президента с представителями академической науки. Разговор на встрече, похоже, получился непростой и интересный. Обращаясь к участникам встречи, президент обозначил "свободный" набор острейших и жизненно важных тем для обсуждения. Вот формулировки президента: "недостаточное финансирование" и "скудные ресурсы, прописанные на бумаге для развития науки...", "инновационная активность в стране очень низка" и "лишь 5% предприятий активно применяют новейшие достижения науки", "30 тысяч российских ученых работают за границей" и "уровень заработной платы в научной сфере на 15% ниже, чем в промышленности". И, наконец, была названа, быть может, "наиболее собирательная" проблема – "старение науки" и "утечка мозгов". Участник совещания, вице-президент РАН академик Геннадий Месяц поделился собственными соображениями по этой проблеме.

 

– Проблема "утечки мозгов" существует и в европейских странах. Но она куда более пагубна для нас – страны, где слишком велика разница уровня оплаты труда и качества научного оборудования. И если для Канады и Англии, например, эта разница по сравнению с США составляет, положим, 50%, то у нас – десятки раз. И это обстоятельство действует, как пылесос, вытягивает из нас все лучшее, что есть. Наш молодой ученый – это пролетарий. Он многое умеет, знает, но ничего не имеет. Он взял портфель и уехал за границу. И уже после первой зарплаты может арендовать квартиру, купить еду и т.д.

Но в основном, конечно же, уезжают для того, чтобы заниматься там наукой. Для нашей страны с этим связаны и очень большие финансовые потери – затраты на обучение. Если американцы получают готового кандидата наук от нас, они экономят примерно 200 тыс. долларов. Обучение в престижном вузе США обходится 15–20 тыс. долларов в год. У нас эти затраты, может быть, и ниже, но это бюджетные деньги. И мы их просто отдаем даром в случае отъезда специалиста.

Эта проблема актуальна для всех стран, которые выступают в роли "поставщиков мозгов". И как один из путей ее решения обсуждается, в частности, механизм, предложенный индийским экономистом Джагдишем Бхагвати и одобренный, к слову, рядом экономических авторитетов в мире. Речь идет о выплате уезжающим специалистом средств, затраченных на его подготовку. Как Вы к этому относитесь?

А справедливо ли это? Ведь, в конечном счете, человек получал образование в России на деньги налогоплательщиков, своих родителей.

И не только. На деньги тех миллионов людей, которые бесплатно работали в ГУЛАГе. За счет этого при Сталине вообще был сделан экономический рывок. Я думаю, что мой отец, который 10 лет провел в лагерях, заработал право на то, чтобы я принимал любое решение. И думаю, что многие считают так. А нищенская зарплата, которую получали родители тех, кто сейчас относится к категории молодых ученых? Это тоже дает им моральное право самостоятельно распорядиться теми знаниями, которые они имеют.

Что, по Вашему мнению, должно предпринять государство, чтобы как-то решить или хотя бы смягчить проблему?

Надо создать условия, чтобы люди здесь жили нормально. Причем для этого не придется обеспечить уровень такого дохода, как в США. В России дешевле и пища, и жилье. Если бы наши ученые получали 500 долларов в месяц (а американский ученый получает, как правило, 5 тысяч ежемесячно) отток бы резко прекратился. А уровень исследований у нас высокий. И свои научные амбиции можно удовлетворить вполне.

Мы ставили вопрос о том, чтобы выбрать хотя бы 10 тысяч наиболее перспективных ученых и дать им возможность получать высокую зарплату. Но я считаю, что зарплата должна быть привязана к научным результатам. Иначе это будет пособие по безработице.

Все цивилизованные страны прилагают огромные усилия для привлечения и закрепления научных кадров. И такая страна, как Китай, все делает для того, чтобы своих специалистов привлечь из других стран. И их атомная программа и другие программы состоялись, потому что они смогли вернуть своих ученых.

Нам тоже нужно по-новому отнестись к тем, что уехал. Осуждать их глупо, уезжают от нищеты. У нас в Академии мы всегда стремимся поддерживать с ними отношения.

Геннадий Андреевич, я знаю, что Вы считаете необходимым привлечение специалистов с пространства бывшего СНГ, что не менее важная проблема, чем отток "наших" в дальнее зарубежье.

Во всех странах СНГ все академии, за очень малым исключением, вся наука создавались за счет российских ученых. И, так или иначе, вся наука там – наследие школ выдающихся русских ученых. Сейчас, когда отношение к русским меняется, многие стремятся уехать оттуда. Они уезжают, потому что им не дают того, чего они достойны.

В свое время мы решили проблему почти полной номенклатуры кадров в Архангельском филиале Уральского отделения РАН за счет того, что пригласили группу ученых из Киргизии, которые были готовы уехать. А мы смогли создать им условия для работы и нормальной жизни. Получили несколько докторов наук. Считаю это очень важным, и не просто с позиции выгодности. Это сохранение школ. Проблему надо решать в государственном масштабе. Так же, как ее решают в других странах. Американцы дают вид на жительство ученым, которые имеют целый пакет рекомендаций.

Я убежден в том, что если в Россию приезжает ученый и какая-то организация готова предоставить ему работу, то он должен автоматически получать наше гражданство. И надо создавать все условия для того, чтобы он получил жилье. И если американцы объявляют, что готовы предоставить такое-то количество "green card" для специалистов в определенной области знаний, то почему нам не сказать, что Россия предоставляет, допустим, 40 тысяч мест в 2001 г. ученым, которые выезжают из стран СНГ.

Государство, наконец-то, обратило внимание на проблему в целом. В своем выступлении на недавнем общем собрании РАН Владимир Владимирович Путин проблемой номер один назвал закрепление молодых научных кадров. И сообщил, что в четвертом квартале этого года специальное заседание правительства будет посвящено выработке программы специальных мер, направленных на решение этой проблемы.

 

Беседовала Марина Елова.

 

Источник: Утечку умов остановить необходимо
// "Время МН", 18 августа 2000 г.;
Г.А.Месяц. Спасти науку. М.: Наука, 2001. С.105–108.



© Г.А.Месяц