ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЗНАНИЯ

Л.Абалкин

 

Неумолимый и противоречивый ход истории подвел нас к дате, когда отмечается 100-летие со дня рождения Николая Алексеевича Вознесенского. Выдающийся ученый и государственный деятель прожил короткую, но яркую и насыщенную событиями жизнь. Он был физически уничтожен в 46 лет. Со дня его гибели прошло более полувека, но историческая память по своим своеобразным законам возвращает нам его имя. Осознание личности Н.А.Вознесенского и его жизненного подвига — составное звено самоопределения России.

 

ЗВЕНО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИИ

Без осмысления сложной истории своей страны, происходивших и происходящих в ней социально-экономических, политических и духовных перемен мы теряем прошлое. Это, разумеется, опасно и трагично. Но главное в том, что с утратой исторической памяти страна лишается будущего, что не менее опасно, поскольку будущее — не только желание или мечта, но и предмет познания, необходимым элементом которого является осмысление истории страны.

В настоящее время широко и многогранно в литературе анализируются явления и события истории, духовно-нравственные ценности россиян и своеобразие культуры России, ее место в мировом сообществе. Все это включает также изучение деятельности государства и его органов, проводимых реформ, опыта и традиций отечественного предпринимательства, развития российской школы экономической мысли. Именно в таком ключе и представляет интерес анализ деятельности Н.А.Вознесенского как ученого и как государственного деятеля.

Разумеется, каждый человек — дитя своего времени. И оценивать его надо не по современным меркам, то есть начала XXI в., а по параметрам той эпохи, в которую он жил и творил. Никого при этом не надо идеализировать, делать кумиром. У каждого есть свои плюсы и минусы, совершенно определенная социально-политическая среда, без которой человек — и это принципиально — просто не существует. Об этом можно "забыть", что часто сегодня случается, но истина не зависит от личной памяти...

До перехода на работу в Госплан Вознесенский опубликовал несколько статей в журнале "Большевик". Поднятые им идеи и предложения нашли отражение в последующих докладах и в книге "Военная экономика СССР в период Отечественной войны", за которую он получил Сталинскую премию.

Исходная позиция Н.А.Вознесенского — идти к анализу экономики не от буквы, а от реальной жизни, увязывать теорию с практикой. В числе первых советских экономистов он поставил вопрос о необходимости разработки политэкономии социализма как научной системы и предложил свой план развертывания политико-экономических исследований, высказав принципиальные суждения о товарно-денежных отношениях и законе стоимости, продолжавшем действовать, хотя и в преобразованном виде, при социализме. В целом в трактовке экономики, путей ее развития, законов и логики совершенствования производственных отношений Вознесенский продемонстрировал верность традициям российской школы экономической мысли.

Сегодня по законам исторической памяти это вырисовывается более четко и ясно, чем в тот период, когда он создавал свои труды. Вознесенский шел от первичности производства, придавая решающее значение развитию национальных производительных сил, обеспечению независимости страны (в современном прочтении — безопасности) и только на этой основе определял задачи роста реальных доходов населения. Конечные результаты воспроизводства он трактовал, как будет показано ниже, весьма широко.

 

НАСТОЯЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Теоретический задел, с которым Н.А.Вознесенский пришел к руководству Госпланом, позволил ему осуществлять свою деятельность в органической связи с жизнью. При решении насущных проблем он умел мыслить стратегически. Способность к такому мышлению, дальнозоркость и умение видеть завтрашний день — это редкий дар, которым он обладал. В своих воспоминаниях А.Г.Зверев писал, что Николай Алексеевич был настоящим государственным деятелем, "мыслил масштабно и смело, глядел далеко вперед".

Вознесенский руководил Госпланом в течение 10 лет, включивших предвоенный период, годы тяжелейших испытаний Отечественной войны и первую послевоенную пятилетку. Он был одним из тех, кто своей жизнью, волей и настойчивостью помогал обеспечивать великую Победу. Разумеется, так можно сказать о солдатах и генералах, работниках тыла и директорах предприятий, об инженерах и ученых, о врачах и разведчиках. В их числе и те, кто проводил экономическую работу по спасению России. Умение действовать сообща, отдавать все силы и добиваться общего успеха — таков один из важнейших уроков истории России.

Вознесенский не только организовал хозяйственную жизнь в годы войны, но и обеспечил разработку плана восстановления народного хозяйства, который был успешно выполнен. О плане четвертой пятилетки, ее концепции и логике сегодня, спустя более полувека, следует сказать особо. Многое, к сожалению, стерлось из исторической памяти, а по ряду вопросов в массовое общественное сознание внедряются совершенно ложные представления, существенно осложняющие поиск самоопределения России.

В соответствии с присущим Н.А.Вознесенскому подходом ключевой задачей пятилетки было признано развитие национальных производительных сил. Предусматривалось восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, "без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства". Одновременно ставилась задача подъема сельского хозяйства и "создания в стране обилия основных предметов потребления", для решения которой было необходимо укрепление денежного обращения и рубля. Все это обеспечивалось на основе технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и высоких темпов накопления.

К ключевым стратегическим задачам были отнесены также повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой. Однако особого внимания заслуживает позиция по поводу повышения материального и культурного уровня жизни народа. Я имею в виду доклад Вознесенского о пятилетнем плане (март 1946 г.). Приведу отрывки из текста этого доклада, выделив курсивом важнейшие мысли.

"В целях создания постоянных рабочих кадров в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве необходимо организовать продажу индивидуальных жилых домов, изготовленных государственными предприятиями, рабочим и инженерно-техническим работникам на условиях предоставления государственного долгосрочного кредита. Необходимо широко использовать трудовые сбережения рабочих и интеллигенции для строительства ими собственных индивидуальных жилых домов...

Необходимо оказать помощь крестьянам и сельской интеллигенции в восстановлении и строительстве ими собственных жилых домов как путем предоставления кредита, так и организации продажи строительных материалов и готовых деталей".

Такие идеи рождались и в самом Госплане, в других органах власти, отражая массовое общественное осознание людьми назревших потребностей. Когда они выносились на Верховный Совет, то уже становились частью долгосрочной стратегии. Такова историческая правда.

И еще одна позиция доклада Вознесенского. Говоря о развитии потребительского рынка, он отмечал, что "наряду с ростом рыночных фондов продовольствия, тканей и обуви увеличивается продажа таких промышленных товаров, как велосипеды, радиоприемники, мебель, холодильники, мотоциклы, охотничьи ружья, музыкальные инструменты, легковые автомобили, строительные материалы и индивидуальные жилые дома фабрично-заводского производства".

В годы этой пятилетки в продаже действительно появились легковые автомобили "Победа" и "Москвич", которые при цене соответственно 16000 и 9000 руб. первое время не находили сбыта... Это тоже историческая правда.

К числу заслуг Н.А.Вознесенского следует отнести также и идею разработки долгосрочной стратегии развития страны. Это объединяет его с первым председателем Госплана, академиком Г.М.Кржижановским, пришедшим к руководству общеплановой комиссией после разработки плана ГОЭЛРО. Именно дальнозоркость и масштабность мышления сделали каждого из них — при всем разнообразии их характеров и исторических судеб — настоящим государственным деятелем.

Сейчас в России, к сожалению, нет долгосрочной социально-экономической стратегии. Нет и людей, способных инициировать и осуществить ее разработку. А она крайне необходима для четкого стратегического ответа страны на вызовы нового века.

 

ЗАКОН СТОИМОСТИ И РЕАЛЬНЫЙ МОНЕТАРИЗМ

Практическое решение принципиальных вопросов развития экономики, находившихся в поле зрения Н.А.Вознесенского, во многом основывалось на тех научных заделах, которыми он располагал. Речь идет, в частности, о понимании им единства плана и закона стоимости, роли советских денег и организации хозрасчета. Это определило его подход к регулированию спроса, оценке опасностей эмиссии, выработке денежно-кредитной политики. Существенное влияние оказали и незабытые уроки периода "военного коммунизма" и нэпа: бешеная инфляция, переход к устойчивому червонцу, зигзаги экономической политики 1930-х годов.

Все это в совокупности нашло отражение в анализе Вознесенским сущности военной экономики и в определении путей последующего восстановления народного хозяйства страны. Его взгляды на эти вопросы, естественно, не претендуют на истину в последней инстанции. Но их надо знать. И надо суметь увидеть в них то, что сохраняет силу и сегодня. План он трактовал как закон развития народного хозяйства СССР. Но в то же время подчеркивал, что план, не учитывающий законов производства и распределения, обречен на провал.

Здесь как бы просматриваются два уровня законов: одни — действующие в рамках народного хозяйства страны, другие — некие общие, существовавшие и до социализма, в том числе и закон стоимости. Он ни разу не говорит об объективных законах, хотя его логика мышления ведет именно к такой оценке. Ведь и план, и цены, и денежно-кредитная политика (при господстве государственной собственности) определяют поведение и волю людей, направление и побудительные мотивы их действий.

В современных условиях мы назвали бы все это институциональными факторами, которые напрямую определяют мотивы производственной деятельности. Сами же объективные законы действуют не непосредственно, а доминируют в конечном счете в требованиях к организации хозяйственной жизни. Тогда институционализм находился лишь в начале своего становления. Оценки же Н.А.Вознесенского прозвучали более полувека назад!

Существуют ли экономические законы, с которыми должно считаться планирование? Безусловно, по его мнению, такие законы существуют, с ними нельзя не считаться. Наиболее элементарным законом издержек производства и распределения является закон стоимости. Самые сложные испытания трактовка Н.А.Вознесенским закона стоимости "прошла" в годы Отечественной войны. Это же относится и к строящейся на ее основе денежно-кредитной политике, регулированию спроса и цен. Его подход к данной проблеме и вытекающие из него выводы оказали огромное воздействие на народное хозяйство.

В 1942 г. текущие расходы превысили доходы, возник дефицит бюджета, который был покрыт за счет эмиссии и мобилизации через кредиты накопленных материальных резервов и запасов. Эти процессы продолжались и в следующем году, однако уже в 1944 г. дефицит бюджета был сведен к нулю. Подводя итоги этих явлений, Н.А.Вознесенский писал: "Количество денег в обращении не может увеличиваться безгранично. Чрезмерное увеличение денег в обращении может подорвать материальные стимулы роста производительности труда, особенно в сельском хозяйстве. Излишние деньги в обращении создают повышенный спрос и, не находя достаточного предложения товаров, снижают материальные стимулы к повышению производительности труда и приводят к чрезмерному росту цен на колхозно-крестьянском рынке".

Ссылка на эту сферу рынка вполне понятна с учетом реально сложившейся в то время ситуации. В начале войны была введена карточная система. Продукты (разумеется, на минимальном уровне) продавались по твердым и устойчивым ценам по карточкам. Армия снабжалась продовольствием также по старым ценам. Сохранялись твердые оптовые цены и в обороте средств производства. Однако на колхозном рынке розничные цены резко возросли. Здесь закон стоимости действовал в своей рыночной форме. В 1944 г. была организована коммерческая торговля по повышенным ценам. Она дала возможность интеллигенции и наиболее квалифицированной части рабочих приобретать на свою возросшую заработную плату и премии дополнительное продовольствие и другие предметы потребления.

Меры по планомерному регулированию спроса, цен и денежно-кредитной политики обеспечили выживание и спасение страны. В годы войны, а также в послевоенный период восстановления народного хозяйства в жизнь проводилась политика реального монетаризма. Это тоже часть исторической правды, о которой почему-то умалчивают представители самых разных научных школ. Реальный монетаризм — вполне серьезная и достаточно эффективная политика. Он принципиально и качественно отличается от его мифологизированных форм, навязанных России в период "шоковой терапии".

Реальный монетаризм отличается именно тем, что является не стержнем, а лишь одним из звеньев единой, целостной стратегии регулирования социально-экономических процессов. Именно с его помощью обеспечивалась устойчивость советского рубля, развивались кредитные отношения, достигалось перераспределение доходов, оказывалась поддержка науке и образованию, то есть тем высшим ценностям, которым и служит стратегия. Логическим завершением реального монетаризма того времени стала проведенная в конце 1947 г. денежная реформа. Одновременно с ней была ликвидирована карточная система и отменена коммерческая торговля. Готовилась эта реформа тщательно, в строгом секрете, что не вызвало каких-либо серьезных эксцессов при ее проведении.

 

УЧЕНЫЙ ЭКОНОМИСТ

В 1943 г. Н.А.Вознесенский в свои неполные 40 лет был избран академиком по специальности "экономика". В то время академиками стали 36 человек, многие из которых являлись его ровесниками: А.Н.Несмеянов (45 лет), И.В.Курчатов (41 год), А.Е.Корнейчук (38 лет), В.А.Христианов (35 лет) и др.

Став академиком, Вознесенский активно включился в работу Академии наук СССР, стараясь в той общественно-политической обстановке, которая сложилась в стране, взять под свое руководство институты экономического профиля. В 1947 г. было принято решение Политбюро, возлагавшее на Госплан координацию их деятельности. В этом решении говорилось о необходимости объединить Институт экономики с Институтом мирового хозяйства и мировой политики в единый Институт экономики, оставив последний в системе Академии наук СССР. Научно-организационное руководство Институтом было возложено на Госплан СССР. В соответствии с принятым постановлением Госплан привлек к своей работе огромные научные силы страны. В архиве Госплана сохранились многочисленные документы об участии ученых Института экономики в организации плановой работы.

Научная деятельность Н.А.Вознесенского отражена не только в его докладах, сделанных им в период руководства Госпланом на XVIII партийной конференции, на Верховном Совете, но и в книге о военной экономике, в многочисленных публикациях.

С указанными докладами и монографией я был знаком уже в юношеском возрасте. С другими публикациями ознакомился позднее при написании книги "Политическая экономия и экономическая политика" и докторской диссертации. Меня интересовал вопрос об исходном пункте в анализе экономической действительности и о соотношении абстрактного и конкретного в методологии политической экономии. В работах Вознесенского я нашел очень много ценного и поучительного.

В то время по названным проблемам шла широкая дискуссия. Причем большинство ее участников пытались найти исходную абстрактную "клеточку", из которой по методу движения от абстрактного к конкретному выводилась вся система экономических законов и категорий. В отличие от многих ученых МГУ мне представлялось, что исходным в познании, его первым этапом является движение мысли от реальной жизни, от конкретики. И подтверждение своему подходу я нашел у Н.А.Вознесенского: его логика, идущая от реальности к научным обобщениям, давала верную методологическую основу формирования теории социалистической экономики.

Важным вкладом Вознесенского в науку является также четкое разграничение двух взаимосвязанных, но качественно отличных друг от друга процессов обобществления труда. Пожалуй, первым из советских ученых он разграничил две сферы обобществления труда — отношения собственности и организационно-экономические отношения. Подобная постановка вопроса раньше встречалась лишь у Г.В.Плеханова. Такой подход позволил выделить организационно-экономические отношения как основу хозяйственного механизма и определить роль государства в организации хозяйственной жизни. В исторической памяти экономической науки — это одна из важнейших ступенек к современной науке...

Николай Алексеевич полученные 200 тыс. руб., причитавшиеся ему как лауреату Сталинской премии, распределил поровну между четырьмя детскими домами Горьковской и Тульской областей. Свое академическое вознаграждение он передал детскому дому имени академика Комарова, где воспитывались дети ученых, погибших во время войны.

Деятельность Вознесенского протекала в эпоху глубоких революционных перемен. Но все эти перемены не смогли повлиять на органически присущие ему духовные начала и принципы. Откуда же родилась эта духовность, что сформировало ее в детские и юношеские годы и помогло сохранить на протяжении всей жизни? Вопрос существует, но готового ответа на него не было и нет. Слишком сложна жизнь, слишком велико переплетение судеб людей и событий, логических и эмоциональных факторов. Видимо, истоки его духовных и нравственных принципов были заложены в понимании им логики и закономерностей общественного прогресса, своей роли и ответственности за реализацию его требований. Это понимание и определило мотивы действий Вознесенского, дало импульсы к принятию им тех или иных решений.

Разумеется, речь не идет о каком-то абсолютном понимании прогресса. У каждого поколения есть свой взгляд на него и на общественные идеалы. Споры, порой ожесточенные, ведутся по этим вопросам и сегодня: что есть прогресс, каковы его критерии, как провести его в жизнь. Нет судьи, который вынес бы окончательное решение по данным вопросам. Однако понимание логики прогресса — это составное звено, определяющее поведение человека при решении им экономических и других проблем.

Сказанное выше не отрицает того, что помимо логического объяснения духовность имеет и нравственно-этические основания. Уже одно желание родителей Николая Алексеевича (в условиях их достаточно сложного материального положения) дать образование его старшему брату и сестрам, привить им тягу к новым знаниям, помочь вырваться из застойной провинциальной жизни свидетельствовало о закладывании основ их духовности. На формировании духовности Николая Алексеевича сказались и его раннее вступление в партию (в 16 лет), и обучение в Коммунистическом университете имени Свердлова и Институте красной профессуры, и его практическая работа в Артемьевске и Енакиево.

Все названные процессы в совокупности, взаимно дополняя друг друга, а также многочисленные обстоятельства жизни определили в конечном счете духовные начала в деятельности Николая Алексеевича. Ему были присущи такие качества, как красота и культура поведения, высокое понимание своего долга перед страной, в которой ему довелось родиться. Сказался здесь и присущий ему с детства организаторский талант, без которого в дальнейшем просто не смог бы сформироваться крупный государственный деятель. Как, каким образом, через какие связи сама духовность трансформируется в логику жизни, в практические дела и поступки? Это было и остается тайной...

Сохранение исторической памяти, какой бы она ни была в реальности, — необходимый этап самоопределения России. Оно является звеном познания не только ее прошлого, но и составной частью определения будущего.

 

Источник: Л.Абалкин. Историческая память как элемент познания
// Вопросы экономики. 2003. №11. С.133–140.



© Л.Абалкин