"Литературная газета", 31.01.2007

Н.Гамаюнова "Об атомной бомбе и любви"

Рецензия на кн.: О. Трифонова. "Сны накануне". - М.: Совершенно секретно, 2006. - 160 с.: ил.

 

Книгу Ольги Трифоновой "Сны накануне" о последней любви Альберта Эйнштейна и жены известного советского скульптора Маргариты Коненковой можно было бы назвать романом-версией, как предлагают издатели. Или даже романом-мистификацией.

Сколько изощренных, весьма правдоподобных деталей! Первая встреча в Америке: ей - 39, ему - 56. Разговоры, привычки, совместные путешествия и воспоминания о прошлой жизни, нюансы отношений Маргариты с мужем, скульптором Сергеем Коненковым, расставание с Эйнштейном через десять лет после встречи... Есть и второй пласт романа, в котором уже тяжелобольная 80-летняя Маргарита Коненкова умирает в Москве, в квартире на Тверском бульваре, в обществе грубой сиделки, вспоминая все то, что с ней в жизни случилось. Художественное противопоставление атмосферы Москвы и Нью-Йорка первой половины XX века, реальности и сновидений, воспоминаний, размышлений, писем, набранных в книге другим шрифтом, - все это впечатляет. К тому же выдержан стиль авантюрно-любовного романа, написанного, как утверждает автор, на основе реальных событий.

Вероятно, все это могло бы быть. Даже последний откровенный разговор Маргариты и Генриха (так в книге Ольга Трифонова называет Эйнштейна), в котором Маргарита признается, что шпионила за своим возлюбленным по приказу советских спецслужб. Начало и конец этого разговора соответственно разнесены в начало и конец книги. Сюжет закольцован, интрига завершена, все нити романа собраны воедино. Эффект подлинности происходящих событий подчеркивается двумя блоками фотографий...

Читая, отдаешь должное не только воображению Ольги Трифоновой, способной по документам живописно рассказать историю любви, но и ее деликатности, проявившейся в оговорке: "Характеры и судьбы героев романа не во всем совпадают с характерами и судьбами людей реальных, а то, что вымысел и действительность порой пересекаются, - принадлежит случайности". Но все это изящное построение рушится на глазах. Дело в том, что Альберта Эйнштейна, создателя теории относительности, при всем желании нельзя назвать "отцом атомной бомбы", как это делает в предисловии Ольга Трифонова. Так как в любой энциклопедии можно прочесть, что работы по созданию конструкции атомной бомбы возглавлял Роберт Оппенгеймер. Подробная же документация по устройству атомной бомбы была получена Советским Союзом в начале 1945 года от физика Клауса Фукса, который был арестован в 1950 году за передачу этих секретных сведений. За атомный шпионаж в пользу Советского Союза были казнены супруги Розенберги. Утверждение же Ольги Трифоновой, что секрет атомной бомбы был вывезен супругами Коненковыми в багаже среди скульптур и мебели, заставляет усомниться не только в правдоподобности других событий, описанных в книге, но и в познавательной значимости этого романа вообще. К сожалению!

Жизнь каждого реального человека можно превратить в роман. Однако если речь идет о судьбе такого всемирно известного человека, как Альберт Эйнштейн, автор, с одной стороны, рискует попасть под влияние изданных ранее биографий, с другой - настолько поставить своего героя и его жизнь в зависимость от собственной фантазии, что от реального человека не останется и следа. Боюсь, что второй опасности автору избежать не удалось.