Академик Занков стал Штирлицем в педагогике
"Новые известия", 22.10.2007
В этом году отмечается пятьдесят лет со дня создания
отечественной системы развивающего обучения
В 1957 году под руководством академика Леонида Занкова была
разработана первая в нашей стране система развивающего обучения. пережив этап
закрытия в период застоя, она оказалась востребована лишь в 90-е годы, когда
возник спрос на личности - творческие, самостоятельные, активно действующие,
умеющие принимать и решать проблемы, с уважением относиться к другим личностям.
сейчас эту систему использует в своей практике каждый четвертый учитель России.
о месте системы Занкова в современном российском образовании, о ее перспективах
рассказывает доктор психологических наук, член-корреспондент российской
академии образования Александр Асмолов.
- Как становление системы Занкова повлияло на
развитие российского образования? Как вы оцениваете вклад ученого в развитие
педагогической науки?
- Фигура Занкова одна из интереснейших в истории
российского образования. Он родился как ученый в системе научной школы Льва
Выготского, которая всегда отстаивала ценности либерального мировоззрения, идеи
свободы. Они проходили через все творчество Выготского и его самых близких
учеников - А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и их
учеников, например, ученика Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В прямой линии
школы Выготского не всегда звучит имя Занкова. Дело в том, что Занков, унаследовав
от Выготского педологию, ушел в теорию обучения, тем самым вынеся весь
потенциал творчества культурно-деятельностной психологии в контекст идеологии
обучения. Тем самым он сразу как бы оказался в другой команде, команде
педагогов, и пошел своим путем. По большому счету, Занков стал Штирлицем в
педагогике: он внутри педагогики продолжал шлифовку и развитие
культурно-исторической психологии. И мы видим, что идеи Эльконина и Давыдова,
называемые концепцией развивающего обучения, и идеи Занкова, идеи педагогики
развития сходятся по методологии, а не по конкретной технике исследования.
Система Занкова - это культурно-историческая инновация, которая продолжает
развиваться, что подтверждает ее востребованность.
- Иногда звучит критика в адрес ведущего дидактического
принципа системы Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением
меры трудности. Оппоненты считают, что следование этому принципу приводит к
недоступности обучения для большинства детей. Результаты системы в практике
школы их не убеждают...
- Когда Занков говорит, что обучение должно
осуществляться на высоком уровне трудности, имеется в виду обучение на том
уровне трудности, который приносит успех или неудачу, т.е. идет поиск уровня
трудности, который является не только решением задачи, а одновременно
возможностью двигаться в личностном плане развития. Поэтому задача обучения -
помочь ребенку взлететь, а не придавить его к полу задачей заниженной трудности
или задачей суперзавышенной трудности. Шкала притязаний и отсюда шкала задач, и
отсюда шкала сложности, отсюда методики уровня достижения успеха, то, что
сегодня называют "мотивацией достижения".
- Что еще дает ребенку, ученику система Занкова?
Влияет ли она на личностные качества маленького человека?
- Занков создает инновационное направление -
"педагогику развития", а тем самым говорит: я против того, чтобы
ребенок превращался в живого робота. Мой человек - это решающий задачи человек,
это стремящийся к успеху при решении задачи человек, а не человек как сумма
знаний, умений и навыков. И эта линия Занкова сегодня идеологически вместе с
линией Выготского, Эльконина и др. является передовой линией, какие бы
трудности в техниках Занкова мы ни испытывали для современного образования.
- В чем вы видите актуальность "психодидактики
Занкова" для современной школы?
- Она до парадоксальности современна и своевременна. Я
рад, что в данный момент и система Занкова, и система Эльконина - Давыдова
являются государственными образовательными системами.
- Как бы вы охарактеризовали учителя (руководителя
школы), соответствующего вызову XXI века?
- Когда мы вслед за Выготским говорим, что обучение
ведет за собой развитие, то я бы акцент сделал несколько парадоксально:
обучение ведет за собой развитие не только ребенка, обучение ведет за собой
развитие учителя. Поэтому учитель - это перманентно поисковообучающееся
существо, в идеале, конечно. Он должен обладать критическим мышлением и не
просто работать по формуле ориентации на авторитеты, в том числе на авторитет
власти.
- Обучение детей по системам развивающего обучения
Занкова и Эльконина - Давыдова смягчает или усложняет проблему преемственности
между начальным и основным звеном школы?
- Для представителей традиционного обучения оно,
безусловно, усложняет эту проблему. Но ведь системы Занкова и Эльконина дают
ребенку главное: они пытаются создать компетенции по обновлению компетенций.
Они нацелены на то, чтобы научить учиться. А если мы научили ребенка учиться
благодаря идеологии Занкова и Эльконина - Давыдова, то мы и подготовили к
другому видению основного звена школы.
- Цель системы Занкова - общее развитие каждого
ребенка. Основы системы обучения, которая работает на эту цель, заложены
полвека назад. Это много или мало?
- 50 лет - это сверхдостаточно для того, чтобы
похоронить любую систему. И 50 лет - это серьезное испытание для того, чтобы
эту систему развивать, а не канонизировать. Система Занкова актуальна для
современной школы, прежде всего, своим мировоззренческим идеологическим
потенциалом, который она несет вслед за культурно-исторической психологией и
педагогикой развития. Поэтому она во многом определяет будущее.