Академик Занков стал Штирлицем в педагогике

"Новые известия", 22.10.2007

 

В этом году отмечается пятьдесят лет со дня создания отечественной системы развивающего обучения

 

В 1957 году под руководством академика Леонида Занкова была разработана первая в нашей стране система развивающего обучения. пережив этап закрытия в период застоя, она оказалась востребована лишь в 90-е годы, когда возник спрос на личности - творческие, самостоятельные, активно действующие, умеющие принимать и решать проблемы, с уважением относиться к другим личностям. сейчас эту систему использует в своей практике каждый четвертый учитель России. о месте системы Занкова в современном российском образовании, о ее перспективах рассказывает доктор психологических наук, член-корреспондент российской академии образования Александр Асмолов.

 

-  Как становление системы Занкова повлияло на развитие российского образования? Как вы оцениваете вклад ученого в развитие педагогической науки?

 

-  Фигура Занкова одна из интереснейших в истории российского образования. Он родился как ученый в системе научной школы Льва Выготского, которая всегда отстаивала ценности либерального мировоззрения, идеи свободы. Они проходили через все творчество Выготского и его самых близких учеников - А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и их учеников, например, ученика Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В прямой линии школы Выготского не всегда звучит имя Занкова. Дело в том, что Занков, унаследовав от Выготского педологию, ушел в теорию обучения, тем самым вынеся весь потенциал творчества культурно-деятельностной психологии в контекст идеологии обучения. Тем самым он сразу как бы оказался в другой команде, команде педагогов, и пошел своим путем. По большому счету, Занков стал Штирлицем в педагогике: он внутри педагогики продолжал шлифовку и развитие культурно-исторической психологии. И мы видим, что идеи Эльконина и Давыдова, называемые концепцией развивающего обучения, и идеи Занкова, идеи педагогики развития сходятся по методологии, а не по конкретной технике исследования. Система Занкова - это культурно-историческая инновация, которая продолжает развиваться, что подтверждает ее востребованность.

 

-  Иногда звучит критика в адрес ведущего дидактического принципа системы Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Оппоненты считают, что следование этому принципу приводит к недоступности обучения для большинства детей. Результаты системы в практике школы их не убеждают...

 

-  Когда Занков говорит, что обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности, имеется в виду обучение на том уровне трудности, который приносит успех или неудачу, т.е. идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития. Поэтому задача обучения - помочь ребенку взлететь, а не придавить его к полу задачей заниженной трудности или задачей суперзавышенной трудности. Шкала притязаний и отсюда шкала задач, и отсюда шкала сложности, отсюда методики уровня достижения успеха, то, что сегодня называют "мотивацией достижения".

 

-  Что еще дает ребенку, ученику система Занкова? Влияет ли она на личностные качества маленького человека?

 

-  Занков создает инновационное направление - "педагогику развития", а тем самым говорит: я против того, чтобы ребенок превращался в живого робота. Мой человек - это решающий задачи человек, это стремящийся к успеху при решении задачи человек, а не человек как сумма знаний, умений и навыков. И эта линия Занкова сегодня идеологически вместе с линией Выготского, Эльконина и др. является передовой линией, какие бы трудности в техниках Занкова мы ни испытывали для современного образования.

 

-  В чем вы видите актуальность "психодидактики Занкова" для современной школы?

 

-  Она до парадоксальности современна и своевременна. Я рад, что в данный момент и система Занкова, и система Эльконина - Давыдова являются государственными образовательными системами.

 

-  Как бы вы охарактеризовали учителя (руководителя школы), соответствующего вызову XXI века?

 

-  Когда мы вслед за Выготским говорим, что обучение ведет за собой развитие, то я бы акцент сделал несколько парадоксально: обучение ведет за собой развитие не только ребенка, обучение ведет за собой развитие учителя. Поэтому учитель - это перманентно поисковообучающееся существо, в идеале, конечно. Он должен обладать критическим мышлением и не просто работать по формуле ориентации на авторитеты, в том числе на авторитет власти.

 

-  Обучение детей по системам развивающего обучения Занкова и Эльконина - Давыдова смягчает или усложняет проблему преемственности между начальным и основным звеном школы?

 

-  Для представителей традиционного обучения оно, безусловно, усложняет эту проблему. Но ведь системы Занкова и Эльконина дают ребенку главное: они пытаются создать компетенции по обновлению компетенций. Они нацелены на то, чтобы научить учиться. А если мы научили ребенка учиться благодаря идеологии Занкова и Эльконина - Давыдова, то мы и подготовили к другому видению основного звена школы.

 

-  Цель системы Занкова - общее развитие каждого ребенка. Основы системы обучения, которая работает на эту цель, заложены полвека назад. Это много или мало?

 

-  50 лет - это сверхдостаточно для того, чтобы похоронить любую систему. И 50 лет - это серьезное испытание для того, чтобы эту систему развивать, а не канонизировать. Система Занкова актуальна для современной школы, прежде всего, своим мировоззренческим идеологическим потенциалом, который она несет вслед за культурно-исторической психологией и педагогикой развития. Поэтому она во многом определяет будущее.