В.Поляков. Интеллектуальный революционер
"Литературная газета", 31.10-06.11.2007
85 лет со дня рождения Александра Зиновьева
Впервые я встретил Александра Александровича в июне 2001-го
на конференции по проблемам образования. Удивило - он назвал советскую школу
замечательной, вобравшей все лучшее из дореволюционной русской педагогики.
Интуиция мгновенно подсказала, что интервью по этой теме получится чрезвычайно
интересным, и я бросился вдогонку за знаменитым мыслителем в надежде получить
согласие на беседу. Он тут же согласился, назвав домашний телефон, и через
неделю мы вели у него дома долгий разговор о советской школе, литературе,
"за жизнь".
Зиновьев всю жизнь разрабатывал свою социологическую теорию,
сильно отличающуюся от общепринятых, помогавшую ему прогнозировать многие
события в мире с большой степенью вероятности. Произошедшее в США 11 сентября
для него не стало сенсацией.
- Невозможно предсказать, как все будет точно, но я
знал: нечто подобное должно было случиться рано или поздно. Это - война нового
типа. Ее ведет западное сверхобщество, во главе которого США. Сверхобщество -
это объединение людей с гораздо более высоким уровнем организации, чем обычные
общества. В сверхобщество вовлечено около ста миллионов человек. Оно запустило
щупальца во все уголки мира.
Зиновьев рассуждал уверенно - он всегда мыслил независимо,
не боясь критических оценок.
Называл себя эпатажно "самостоятельным государством из
одного человека", но Россию искренне любил и переживал за ее судьбу, всеми
силами стараясь быть ей полезным. Мог остаться в Германии, но вернулся домой,
хотя не сказать, что здесь был сильно востребован.
Литгазета" предложила ему вести "свою рубрику - он
с большой охотой согласился. Сам приносил рукописные тексты в редакцию.
Он тогда много писал о проблемах менталитетной сферы - части
общества, ответственной за общественное сознание. Главный результат
антикоммунистического переворота он видел в разгроме менталитетной сферы
общества - наступил идеологический, психологический, менталитетный
"беспредел". Политическую систему в России он считал имитацией
демократии. В двойном понимании - как подражание западным образцам и как
псевдодемократию.
Западные заимствования в России всегда преображаются до
неузнаваемости. Возник гибрид западнизма и советизма. Зиновьев вывел закон
"социальной регенерации" - доказывал, что в России идут процессы,
схожие с попытками реставрации советской системы. Раз сохранился тот же
человеческий материал и геополитические условия его существования, то новая
система создается во многих отношениях близкой к разрушенной. И какие бы ни
были умонастроения у строителей новой российской системы - все равно они делают
нечто, близкое к советской системе.
Согласитесь, сегодня Зиновьев нашел бы еще больше доводов в
пользу своего закона. Жизнь подтверждает правоту многих его утверждений, с
которыми не хотелось соглашаться, но против реальности не попрешь. Александр
Александрович прожил замечательную жизнь - высшее его достижение, интегрально
превосходящее все, что сделал по отдельности в науке, литературе, живописи.
Жаль, он ушел раньше, чем должен был. Ведь он мог поведать нам еще очень много
важного. Последняя его книга "Фактор понимания" поражает громадным
количеством мыслей-тезисов, обладающих мощной эвристичной силой. Занимаясь
историей, даже самые умные и честные люди чаще всего оперируют вымышленным
прошлым, подделанным применительно к интересам настоящего. Слишком много в
нашей жизни обмана, мистификаций, подделок, пропаганды, фальсифицирующих
историческое прошлое - понятие истины здесь вообще теряет смысл. Исторический
миф на мифе сидит и мифом погоняет. Интеллектуальная среда жутко загрязнена
дезинформацией.
Впечатление от книги - автор будто спешил напоследок
выделить и сказать нам самое важное из продуманного им. Главную роль в
понимании происходящего в обществе он отводил социологии. Сокрушался, что миру
насильно навязывается искаженное понимание действительности. Что
"хозяевами интеллекта" стали бездушные расчетливые дельцы.
Жизнь стала до такой степени чрезмерно практичной, что
людям, совокупно нравственным и умным, жить становится в нашем мире все
тяжелей. Главной и глубочайшей проблемой человечества Зиновьев называл
необходимость радикального пересмотра "изготовления интеллекта" -
соответствующего новым условиям бытия.
По сути, это призыв к лучшим умам совершить интеллектуальную
революцию - напрячь все силы, чтобы прорваться на новые уровни понимания
происходящего, отражая все атаки интеллекта "контрреволюционного",
служащего суперпрактичным хозяевам жизни. Иначе человечеству грозит самый
страшный тоталитаризм - глупости.
Многое из зиновьевского оказалось непонятым - слишком далеко
он забежал вперед.