В.Поляков. Интеллектуальный революционер

"Литературная газета", 31.10-06.11.2007

 

85 лет со дня рождения Александра Зиновьева

 

Впервые я встретил Александра Александровича в июне 2001-го на конференции по проблемам образования. Удивило - он назвал советскую школу замечательной, вобравшей все лучшее из дореволюционной русской педагогики. Интуиция мгновенно подсказала, что интервью по этой теме получится чрезвычайно интересным, и я бросился вдогонку за знаменитым мыслителем в надежде получить согласие на беседу. Он тут же согласился, назвав домашний телефон, и через неделю мы вели у него дома долгий разговор о советской школе, литературе, "за жизнь".

Зиновьев всю жизнь разрабатывал свою социологическую теорию, сильно отличающуюся от общепринятых, помогавшую ему прогнозировать многие события в мире с большой степенью вероятности. Произошедшее в США 11 сентября для него не стало сенсацией.

-  Невозможно предсказать, как все будет точно, но я знал: нечто подобное должно было случиться рано или поздно. Это - война нового типа. Ее ведет западное сверхобщество, во главе которого США. Сверхобщество - это объединение людей с гораздо более высоким уровнем организации, чем обычные общества. В сверхобщество вовлечено около ста миллионов человек. Оно запустило щупальца во все уголки мира.

Зиновьев рассуждал уверенно - он всегда мыслил независимо, не боясь критических оценок.

Называл себя эпатажно "самостоятельным государством из одного человека", но Россию искренне любил и переживал за ее судьбу, всеми силами стараясь быть ей полезным. Мог остаться в Германии, но вернулся домой, хотя не сказать, что здесь был сильно востребован.

Литгазета" предложила ему вести "свою рубрику - он с большой охотой согласился. Сам приносил рукописные тексты в редакцию.

Он тогда много писал о проблемах менталитетной сферы - части общества, ответственной за общественное сознание. Главный результат антикоммунистического переворота он видел в разгроме менталитетной сферы общества - наступил идеологический, психологический, менталитетный "беспредел". Политическую систему в России он считал имитацией демократии. В двойном понимании - как подражание западным образцам и как псевдодемократию.

Западные заимствования в России всегда преображаются до неузнаваемости. Возник гибрид западнизма и советизма. Зиновьев вывел закон "социальной регенерации" - доказывал, что в России идут процессы, схожие с попытками реставрации советской системы. Раз сохранился тот же человеческий материал и геополитические условия его существования, то новая система создается во многих отношениях близкой к разрушенной. И какие бы ни были умонастроения у строителей новой российской системы - все равно они делают нечто, близкое к советской системе.

Согласитесь, сегодня Зиновьев нашел бы еще больше доводов в пользу своего закона. Жизнь подтверждает правоту многих его утверждений, с которыми не хотелось соглашаться, но против реальности не попрешь. Александр Александрович прожил замечательную жизнь - высшее его достижение, интегрально превосходящее все, что сделал по отдельности в науке, литературе, живописи. Жаль, он ушел раньше, чем должен был. Ведь он мог поведать нам еще очень много важного. Последняя его книга "Фактор понимания" поражает громадным количеством мыслей-тезисов, обладающих мощной эвристичной силой. Занимаясь историей, даже самые умные и честные люди чаще всего оперируют вымышленным прошлым, подделанным применительно к интересам настоящего. Слишком много в нашей жизни обмана, мистификаций, подделок, пропаганды, фальсифицирующих историческое прошлое - понятие истины здесь вообще теряет смысл. Исторический миф на мифе сидит и мифом погоняет. Интеллектуальная среда жутко загрязнена дезинформацией.

Впечатление от книги - автор будто спешил напоследок выделить и сказать нам самое важное из продуманного им. Главную роль в понимании происходящего в обществе он отводил социологии. Сокрушался, что миру насильно навязывается искаженное понимание действительности. Что "хозяевами интеллекта" стали бездушные расчетливые дельцы.

Жизнь стала до такой степени чрезмерно практичной, что людям, совокупно нравственным и умным, жить становится в нашем мире все тяжелей. Главной и глубочайшей проблемой человечества Зиновьев называл необходимость радикального пересмотра "изготовления интеллекта" - соответствующего новым условиям бытия.

По сути, это призыв к лучшим умам совершить интеллектуальную революцию - напрячь все силы, чтобы прорваться на новые уровни понимания происходящего, отражая все атаки интеллекта "контрреволюционного", служащего суперпрактичным хозяевам жизни. Иначе человечеству грозит самый страшный тоталитаризм - глупости.

Многое из зиновьевского оказалось непонятым - слишком далеко он забежал вперед.