"Российская газета", 16.02.2007

А.Смирнов "Подвиг ученого"

 

Сегодня исполняется 100 лет академику А.Л. Нарочницкому

 

Научный подвиг Алексея Леонтьевича Нарочницкого и весь его путь со всеми его жизненными изломами - явление в высшей степени примечательное и поучительное. Его умственные интересы, общественно-политическая позиция в значительной степени сформировались в предреволюционные годы, Гражданскую войну и социальные сдвиги, которыми была так богата наша история 20-30 годов.

В доме отца - преподавателя и директора народного училища, в котором царила атмосфера богатых духовных запросов, столь характерная для русской интеллигенции тех лет и столь живо воспроизведенная в автобиографических зарисовках М.А. Булгакова, он знакомился с богатой русской культурой, отечественной словесностью, лучшими произведениями европейской мысли. Именно на этой основе он сформировался как ученый и просвещенный патриот, историк-исследователь с широчайшим диапазоном знаний.

Знакомство с его трудами и личное общение с ним невольно приводило к мысли о справедливости утверждения о том, что на свете есть по существу одна наука - "всемирная история человечества". Академик Нарочницкий и был живым носителем такой истории. Его эрудиция феноменальна, его научная, в том числе филологическая, подготовка, удивительны - он знал 7 иностранных языков, что давало ему возможность свободно ориентироваться в потоке истории народов Европы и Азии. Жизнь ученого, как говорил Ключевский, определяется его трудами. Фундаментальные исследования - основные вехи биографии Нарочницкого.

По своим убеждениям молодой Нарочницкий являлся сторонником того направления в русской историографии, у истоков которого стоит Н.М. Карамзин. Теперь мы называем их державниками, государственниками, иногда говорят об имперских подходах, о возрождении "пятой империи". Надобно заметить, что карамзинское понимание государственности не сводится к изучению государственных управленческих структур. В поле зрения исследователя всегда находятся страна, народ, территория, культура, взятые в их историческом единстве - былое и днесь России. На этом покоятся и держава, и народ, и личность отдельного человека, как у Пушкина: "...на сем основано от века, по воле Бога самого, самостоянье человека, залог величия его...". Карамзинское "наше, отечественное..." - неотъемлемая часть духовного мира Алексея Леонтьевича Нарочницкого. Отличительной чертой всех трудов Нарочницкого являются высокое исследовательское мастерство - школа, внимание к историческому источнику, высочайший профессионализм в их изучении. Археографическая часть его трудов, специальные комментарии и примечания невольно напоминают знаменитые "нотицы" Карамзина, составлявшие едва ли не половину его труда и столь изумившие Пушкина. В наши дни этот вид исследований сходит на нет, заменяется глухими ссылками, по существу архивными шифрами использованных документов.

Перед лицом этой инфляции важного среза исторических знаний нельзя не вспомнить, что А.Л. Нарочницкий был инициатором издания многочисленных сводов исторических документов. В 1957 году именно он возглавил подготовку впечатляющей многотомной серии документов по истории российской внешней политики. Он успел издать 15 внушительных томов уникальных документов, публикуя их на языке оригинала с русским переводом, снабжая их обширнейшими комментариями и примечаниями. Академик был душой этого издания, которое признано образцовым, а его вклад оценен как научный подвиг.