"Известия",
21.02.2007
Президент Российской
академии наук Юрий Осипов: "Я никогда никому не говорил, что хочу остаться
на своем посту"
2006 год оказался очень важным для Российской академии наук. Приняты важнейшие решения о значительном повышении зарплаты, о реструктуризации институтов РАН и сокращении количества бюджетных сотрудников, об утверждении президента РАН президентом РФ, а устава РАН - правительством. Но 2007 год станет не менее насыщенным и, быть может, переломным в судьбе Российской академии наук. О событиях, которые ждут нашу науку в начавшемся году, президент РАН академик Юрий Осипов беседует с обозревателем Сергеем Лесковым.
ВОПРОС: Юрий Сергеевич, последний год о российской науке пишут очень часто. Но, к сожалению, не собственно об исследованиях, а о скандалах вокруг реформирования РАН. Год начался - и слухи опять поползли. Все это тем более досадно, что высшее руководство государства постоянно повторяет, что будущее страны напрямую зависит от уровня технологического развития и достижений науки. Что же ожидает Академию наук в 2007 году?
ОТВЕТ: Идет выполнение утвержденного президентом и правительством РФ проекта по повышению зарплаты. График в основном соблюдается, к концу 2006 года средняя бюджетная зарплата выросла в два раза и превысила 10 тысяч рублей. К концу 2007 года она достигнет 18 - 20 тысяч. В 2008 году, надеюсь, поднимется уже до 30 тысяч. Сейчас уже могу сказать, что этот проект состоялся в значительной мере благодаря президенту РФ, когда весной 2006 года мы пришли к нему с министром Фурсенко и я подал свое письмо о недопустимо бедственном существовании ученых.
ОТВЕТ: Путин не только поддержал предложенные цифры - те самые 30 тысяч рублей, но распорядился сформулировать механизм реализации. Заканчивается работа над новым уставом Академии наук. Проект будет выслан во все заинтересованные ведомства и в марте вынесен на общее собрание РАН. Мы сознательно форсируем вопрос, чтобы устав до осени был утвержден правительством, и тогда в декабре мы успеем провести выборы нового президента Академии наук и президиума. В крайнем случае выборы состоятся весной 2008 года.
ВОПРОС: Ажиотаж и всеобщее волнение вызвал модельный устав, который вышел из Минобрнауки, где предложено поставить над Академией наук наблюдательный совет из чиновников для контроля над финансовыми потоками и административными решениями. Какой устав победит?
О: По закону о науке устав РАН представляет общее собрание академии, а министерству никто не поручал подготовку этого документа. Наблюдательный совет в предложенном виде - абсолютная глупость. В немецком Обществе Макса Планка, аналоге РАН, где тоже много собственности, такой орган из чиновников даже во сне представить невозможно. По сути функции наблюдательного совета у нас уже выполняют представители отраслевой и вузовской науки в президиуме РАН - академики Велихов, Пашин, Анфимов, Садовничий, Кутафин, Пальцев. Они возглавляют крупнейшие институты и знают проблемы в своей области лучше любого чиновника. Более трети членов академии работают в ведущих организациях и структурах министерств и имеют право решающего голоса в высшем органе РАН - ее общем собрании. Кроме того, по крупным проблемам созданы научные советы с широким представительством всех ведомств. Уж если следовать чиновничьей логике, то сначала надо создать наблюдательный совет в самом министерстве, где финансовые потоки куда значительнее, чем в науке. Сила Академии наук в людях, чиновничье наблюдение - смехотворная затея. Кроме того, не надо забывать, что теперь президент России утверждает избранного общим собранием президента РАН, а правительство утверждает состав президиума. Когда в 2006 году обсуждалась эта идея, для меня важным аргументом была именно необходимость руководителей РАН блюсти государственные интересы и отвечать за управление государственными ресурсами.
В: Есть неписаное правило: кто проводит реформу, тот пользуется ее результатами. Вы будете баллотироваться в президенты?
О: Нет, не могу. По моему настоянию в проект устава внесена жесткая поправка по возрастному ограничению. Теперь по достижении 70 лет все руководители - от президента РАН, вице-президентов до директоров институтов и руководителей подразделений - будут уходить в отставку со своих должностей. Разумеется, от науки их никто не отстраняет.
В: Кажется, нобелевский лауреат Александр Прохоров и в 80 лет был хорошим директором крупного института. О: Без сомнения! Вообще формальный подход в науке опасен. При обсуждении проблемы нобелевский лауреат Алферов настаивал, что никаких ограничений не должно быть. Другой нобелевский лауреат, академик Гинзбург, говорил, что в 77 лет еще можно быть хорошим руководителем. Кадровые потери могут быть, но я настоял, что лучше иметь жесткое правило, потому что необходимо обеспечить смену, дать возможность роста для молодых, энергичных ученых. Проблема в том, что две трети наших академиков перешагнули 70-летний рубеж и выпали из обоймы кандидатов. Мне прошлым летом исполнилось 70 лет, и я окажусь первым, кого коснется новое ограничение. Но я никогда никому не говорил, что хочу остаться на посту президента академии. Было много слухов на этот счет, но со слухами ничего сделать нельзя.
В: Президенту страны задают вопрос о преемнике. Вам тоже хочется задать этот вопрос. Кого порекомендуете после себя на пост президента РАН?
О: Любое мое высказывание на этот счет создаст нездоровую обстановку, хотя я много думаю об этом. Президент должен отвечать многим требованиям. Он должен очень хорошо знать академию со многими ее неписаными традициями, которые нельзя нарушать. Он не должен ставить личные научные интересы выше общих. Он должен пользоваться безусловным уважением в научной среде. И он должен уметь вести диалог не только с очень сложным и талантливым народом, собранным в академии, но и с властью.
В: Юрий Сергеевич, вы 16 лет возглавляли Академию наук. Дольше, чем ваши предшественники в послевоенную эпоху - Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Что удалось и что не удалось за эти годы?
О: Самое главное - удалось сохранить Российскую академию наук. Мы не вывеску сберегли - ядро российской науки. Трудно поверить, но в начале 1990-х годов была реальная угроза расформирования академии и превращения ее в клуб ученых. РАН не просто выстояла, но стала развиваться, что видно в последние годы. А ведь вокруг наука повсюду разрушена и сохранилась только в РАН. Даже не представляю, что было бы со страной, если бы она потеряла Академию наук. Но не удалось придать академии устойчивый правовой статус, чтобы мелкие укусы чиновников не затрудняли постоянно нашу работу. Эти укусы не прекращаются, хотя президент на одном из недавних совещаний спросил: чтобы все разговоры прекратились, нельзя ли, если церкви передали собственность, отдать ее и академии? Но ученым не нужна государственная собственность - ученые хотят спокойно работать.
В: Собственно о науке мы в минувшем году вспомнили лишь однажды, когда математик Перельман из института, которым вы руководили много лет, отказался от самой престижной для математиков награды. И больше о достижениях российских ученых мы не слышали. Может ли чем похвастать наша наука?
О: Мне очень жаль, что о достижениях науки говорят редко, все вертится вокруг часто нелепых сплетен. А достижений у нас немало. Российские математики. Не только Перельман сделал ряд блестящих работ, наша школа считается ведущей в мире. Создан Суперкомпьютерный центр на отечественном программном и архитектурном обеспечении, который скоро выйдет на 50 триллионов операций в секунду. Отличные работы выполнены в области сильноточной электроники. Мы активно участвуем в международных космических программах, и в том, что на Марсе обнаружена вода, велика роль наших ученых. Биологи создали биочипы и целый ряд лекарственных препаратов. В последние годы произошел прорыв в гуманитарных науках - в археологии, языковедении, истории. И еще очень важно, что наконец в Академии наук появилось много современных приборов, созданы несколько центров коллективного пользования.
В: Удивительно, что при всех нападках на академию во время последних выборов пройти в нее пыталось великое множество сановников. Вы пытались укрепить свои позиции таким приобретением? О: В советское время человек, который занимал высокую административную должность, обязан был получить разрешение в ЦК КПСС, чтобы выставить свою кандидатуру в академию. Мы не можем запретить таким людям баллотироваться в академики, ведь среди них есть и хорошие ученые. Участие в выборах сановников - это не проблема академии, а проблема власти. Кстати, некоторые чиновники, которые отличаются активными нападками на академию, совсем недавно выставляли свою кандидатуру и были забаллотированы на выборах. Не хочу развивать тему...
В: Чем вы будете заниматься, когда покинете пост президента РАН?
О: Буду советником РАН, научным сотрудником Математического института имени Стеклова. Мечтаю, особенно не отвлекаясь, заниматься наукой. Я и сейчас стараюсь это делать, недавно в журнале "Успехи математических наук" вышла моя большая статья, посвященная развитию математической теории управления, в которой я ответил на один, как мне представляется, трудный вопрос. Когда после долгих уговоров согласился стать президентом академии, мечтал иметь один библиотечный день в неделю, чтобы заниматься наукой. Не получилось.
В: Общее впечатление, что жизнь президента РАН полна тягот и не слишком празднична. Но все-таки, о чем будете вспоминать с радостью?
О: О многом. Например, о том, что не напрасно положил много сил, чтобы в академию избрали Солженицына и Аверинцева. Вообще, оглядываясь назад, могу сказать, что за 16 лет самой большой для меня наградой стало общение с великими стариками, которые работали и работают в Российской академии наук. Счастлив, что сегодня среди них есть и мои друзья.
* * *
В РАН РАБОТАЕТ 115 тысяч человек. Это больше, чем население Тонго или Самоа
* * *
БЮДЖЕТ РАН 20 млрд. рублей
* * *
ПЛОЩАДЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ РАН ЗДАНИЙ 14, 5 млн. кв. м 126 кв. м на человека
* * *
ЗЕМЛИ В СОБСТВЕННОСТИ РАН 4 тысячи кв. км Это в два раза больше чем площадь Люксембурга или Брунея
* * *
"Президент спросил: нельзя ли, если церкви передали собственность, отдать ее и академии? Но ученым не нужна государственная собственность - ученые хотят спокойно работать"
* * *
Как изменится система управления Российской академии наук /Действующий устав РАН/Предложения по изменению устава РАН
1./Президент академии избирается общим собранием (ОС)/Президент избирается ОС и утверждается президентом России
2./Устав утверждается ОС/Устав составляется ОС и утверждается правительством России
3./Отсутствуют ограничения по возрасту на руководящие посты -/Вводятся возрастные ограничения (70 лет) на все руководящие посты (от завлаба до президента академии)
4./Отсутствует наблюдательный совет ./Вводится наблюдательный совет из четырех чиновников и трех ученых для контроля за финансовой деятельностью РАН
5./Среди имеющих право выбирать руководство академии две трети -действующие академики, треть - рядовые представители НИИ/Среди имеющих право выбирать руководство академии половина - действующие академики, половина - рядовые представители НИИ
6./Академия имеет статус самоуправляемой и финансируется из бюджета государства/Академия имеет статус государственной и имеет право распоряжаться федеральным имуществом