"Известия",
16.04.2007
Дмитрий Быков
"Стоп, машина!"
Это история о том, как все непросто. Тем, для кого все
просто, я советую ее не читать - разговор пойдет о неоднозначных вещах. В
России полно навешивателей ярлыков, готовых клеймить
все, чего они не понимают. Их сразу просят удалиться.
55 лет назад, в апреле 1952 г., в "Литгазете"
появилась статья психолога Михаила Ярошевского
"Кибернетика - служанка мракобесов". С тех пор считается: кибернетика
была заклеймена в СССР как "буржуазная лженаука" наряду с генетикой
по личной команде Сталина и Жданова.
К реальности эта сплетня не имеет отношения. Статья
Ярошевского доказывает: сталинская Россия - со всеми
зверствами и абсурдом - была страной глубоко религиозной, а выдающийся специалист
по истории языка Ярошевский писал отповедь
Норберту Винеру вовсе не страха ради иудейска.
Он защищал нечто куда более важное, нежели Сталин и Жданов, и делал это по
собственной инициативе. Статья чуть не стоила ему жизни, и без того-то висевшей
на волоске.
Ярошевский родился в 1915 г. В
феврале 1938-го его, аспиранта Ленинградского университета, взяли одновременно
с историком Львом Гумилевым и арабистом Теодором Шумовским: оказывается, они
были главами боевых "троек" в террористической организации, намеревавшейся
убить Жданова и взорвать Дворцовый мост. Отсидел в "Крестах" больше
года, в бериевскую "оттепель" вышел,
воевал. В 1945-м защитил кандидатскую о
лингвистическом учении Потебни. Но в первую очередь
интересовался психолингвистикой и психологией познания. Его научным
руководителем был Сергей Рубинштейн. Успешно работал в Москве, в Институте
философии АН СССР. Его статья "Холодная война" и психология"
была замечена "Правдой" - несколько американских коммунистов в те
времена даже попали под суд за ее распространение в Штатах.
Летом 1950 г. замдиректора института Трошин предложил ему
стучать на безродного космополита Рубинштейна. Не желая доносить на учителя,
Ярошевский срочно отбыл в Сталинабад
(ныне Душанбе) - якобы по добровольному почину создавать кафедру психологии.
Впоследствии перебрался в Кулябский пединститут, где
и преподавал, но в Москву из Таджикистана время от времени наведывался.
В один из таких визитов весной 52-го зашел в "Литгазету".
Там два молодых физика рассказывали об
успехах кибернетики. Он заспорил с ними, и завредакцией
предложил ему изложить свою позицию развернуто. Статья
вышла, Ярошевский отбыл в Куляб.
А через месяц - вызов в Москву, обвинение в разглашении гостайны.
В статье "Кибернетика - служанка мракобесов" был пассаж: "Советские
ученые непрерывно совершенствуют математические машины. Одним из высших
достижений в этой области являются автоматические, быстро действующие
электронные счетные машины советской конструкции". Военная прокуратура
заинтересовалась - откуда информация?! Он сумел доказать, что ссылался на опыт
классиков математической науки Чебышева и Крылова, раньше американцев
обосновавших теоретическую возможность машинного счета, а про электронные
счетные устройства написал гадательно - мы с нашей марксистской наукой в любой
области обязаны опережать американских идеалистов. Следователь принял во
внимание его почти безвыездное пребывание в Кулябе,
решил, что получать там информацию о советских счетных машинах психологу и
впрямь было затруднительно, - и отпустил.
Он еще 10 лет прожил в Средней Азии, по возвращении стал
одним из создателей Института истории естествознания и техники АН СССР, где
работал до конца дней, редактировал первый советский Психологический словарь,
опубликовал десятки выдающихся работ по истории и методологии познания, в
последние годы жизни лечился в США и умер там в 2001
г. Его биография, научные воззрения и печальная история с
кибернетикой изложены в книге А. Петровского "Записки психолога" и
других источниках, что не мешает нашим современникам вывешивать пресловутую
статью на своих форумах и издеваться над ее недальновидным автором.
Между тем и в статье все не так просто, и в спор с молодыми
физиками, энтузиастами новой науки, Ярошевский
втянулся не ради славы гонителя всего живого и прогрессивного. Спор между
"физиками" и "лириками" продолжался долго - одной из
наиболее ярких реплик стало стихотворение Роберта Рождественского начала 70-х
"Программистам, обучающим ЭВМ": "Учится писать стихи машина. Я
не против! Я хочу помочь!" Поэт предлагал внушить
машине мечты, сны и нелогичные поступки, без чего поэзии не бывает:
"Спутает, что важно, что неважно, вымолвит: "Какие пустяки!"
Может быть, тогда машина ваша и напишет настоящие стихи". Программисты за
словом в карман не полезли и ответили поэту устами Андрея Рассказова:
"Пусть в ее башке - сплошная каша! Будет пусть
сама себе судья! Может быть, тогда машина ваша сможет так стихи писать, как
я".
Но к физико-лирической полемике проблема далеко не сводится.
Будучи специалистом в теории языка, Ярошевский в своей статье резонно замечает:
"Создаваемое народом в течение веков сложнейшее орудие обмена мыслями,
каковым является язык, изображается кибернетиками в виде совокупности
физических процессов". При всей наивности терминологии Ярошевского
пуанта статьи - в принципиальной невозможности создания искусственного
интеллекта: сложнейшие эмоционально-психологические механизмы неразложимы на
математические составляющие; в некотором смысле это подход глубоко
христианский, отрицающий каббалистическую попытку рационализировать свободную
волю, творчество, душу. Именно об этом всю жизнь спорил с
"формалистами" Чуковский, об этом же представители структурализма
полемизируют со всем светом, пытаясь изобразить литературу как сумму
рационально постижимых приемов и статистически учитываемых тропов, объявляя
антинаучным любой другой подход. Ярошевского
приводила в ужас попытка заменить человека машиной, приписать мыслящему
существу сугубо рациональные алгоритмы мышления, что было похуже марксистских
попыток объяснить все социальными и производственными стимулами. Словом, статья
его по чистой случайности оказалась молотом в руках системы, но тогда в молот
обращалось что угодно.
К счастью, никого из математиков за кибернетику посадить не успели, что спасло Ярошевского от роли врача Тимашук, тоже ни в чем не виноватой. Она написала о неправильном (действительно неправильном) лечении Жданова, а два года спустя письмо подняли из архива, инициировав дело врачей, и наградили ее орденом Ленина. Сыну потребовались годы, чтобы доказать: мать не заслуживала ни ордена, ни проклятий. Она всего лишь была профессиональным врачом, как Ярошевский - профессиональным психологом. Он защищал право человека на душу, что по меркам советской империи, оказывается, было более приемлемо, нежели тотальная механизация, рационализация и унификация. Это один из парадоксов советской истории, над которым нам еще думать и думать.
Прошло 55 лет. Искусственного интеллекта, наделенного
собственной волей, так и нет. Интересную интерпретацию его принципиальной
невозможности и элегантную версию доводов о лженаучности
кибернетики в целом предложил два года назад философ Константин Крылов,
профессиональный математик по первому образованию. Еще раньше
Лем обосновал это в "Дознании". Штамп насчет
кибернетики - "буржуазной лженауки" жив поныне. Об авторстве
Ярошевского (между прочим, выпустившего в 90-е два сборника
"Репрессированная наука") никто не вспоминает. Дело структурализма в
литературоведении живет и побеждает. Немногочисленные уцелевшие
"лирики" продолжают отчаянно настаивать, что душа иррациональна и
непредсказуема. Их обвиняют в антинаучности,
волюнтаризме и тоталитаризме. Все непросто, очень непросто, но кому сейчас
какое дело?