"Московский
комсомолец", 18.04.2007
Д.Кафанов. Академик РАН объявил голодовку.
Он
готов стоять насмерть за спасению российской науки
74-летний академик РАН Владимир Страхов не ест с 17.00 прошлой субботы. Только пьет воду. Владимир Николаевич протестует против развала отечественной науки. И считает, что лишь таким способом может привлечь внимание властей и общественности. Корреспондент "МК" приехал на место голодовки - в здание Объединенного института физики Земли им. Шмидта.
Страхов, автор 1654 научных работ (в этом отношении он - "чемпион" РАН), в свое время 14 лет возглавлял этот институт. Потом его "ушли". Не по нраву пришелся чиновникам от науки строптивый ученый. Кстати, в 1990-е годы, когда зарплату в РАН стали задерживать, ученый уже дважды голодал - по 12 и 14 суток. Тогда помогло, деньги нашлись. А теперь, по мнению ученого, наука оказалась на грани уничтожения.
- В советское время, - говорит он, - на науку выделялось до 7% расходной части госбюджета, а сейчас - около 2%. Но руководство РАН не бьет тревогу, не требует у власти, а сидит на теплых местах. Грызутся и делят между собой разного рода сомнительные средства - прямо пауки в банке. Смешно сказать, но по-прежнему членкором РАН остается Борис Березовский, в свое время утвердивший премии и стипендии. На них-то и позарились. Я считаю, надо принимать срочные меры. Из России уже уехало порядка 200 тысяч молодых ученых. Надо науку спасать!
Страхов требует, во-первых, повысить заработную плату ученым как минимум в три раза. Во-вторых, заменить устаревшее оборудование, средний "возраст" которого сейчас равняется 20 годам (на Западе - 7 лет). И в-третьих, ввести возрастной ценз для занятия административных должностей в РАН. При этом повысить пенсию ученым втрое, чтобы отправить исследователей старше 70 лет на заслуженный отдых, дав возможность желающим трудиться на общественных началах.
Надо дать дорогу молодым, считает голодающий (и, кстати, больной диабетом) академик. Без этого через 10 лет наша наука просто умрет. Владимир Страхов написал воззвание к властям, которое завершает такими словами: "В сложившейся с российской наукой ситуации прежде всего виновато руководство этой наукой (я имею в виду министерство, отвечающее в целом, а также руководства академий государственной подчиненности - РАН, РАМН, РАХСН и т.д.). Это руководство за необходимое улучшение состояния науки совсем не борется. У него единственное желание - подольше "посидеть" на своих должностях, не вызывать гнева высшего начальства".
Владимир Николаевич уверен, что профицит бюджета надо направить на развитие науки. И намерен бороться до конца. Если его никто не услышит, то - до смерти.
"Новые
Известия", 23.04.2007
А.Леонов. Довели
ученого
Известный российский
академик Владимир Страхов голодает за науку
Вот уже восьмые сутки
российский геофизик, академик Российской Академии наук Владимир Страхов
проводит голодовку в стенах Института физики земли РАН им. Шмидта. Отказаться
от пищи академик решил ради российской науки. Протестует г-н Страхов
как против произвола чиновников, так и против перегибов со стороны академии. С
одной стороны, он требует увеличения финансирования научных институтов и
поднятия зарплаты ученым, с другой - внедрения возрастного ценза для
академиков.
Прямо в коридоре на первом этаже Института физики Земли академик поставил себе рабочий стол, стул и раскладушку. Уже восемь дней Владимир Николаевич не выходит за пределы здания института, там же работает и ночует, отказываясь принимать пищу. Он хочет досидеть так до четверга. Рабочий стол завален книгами и листами с чертежами и формулами. Одет известный геофизик демократично, по-домашнему, впрочем, условия обитания для этого вполне располагают.
На счету Владимира Страхова это уже третья по счету акция протеста. Первую и вторую он проводил еще в 1996 - 1997 годах. По его словам, только таким радикальным способом можно изменить то плачевное положение, в котором оказалась отечественная наука. "Как ни ругали бы советское прошлое, в то время выделялось на науку до 7% бюджета страны, - объяснил "НИ" академик. - Сейчас финансирование академии не превышает и 2%. Это прямое нарушение закона "О науке", который предполагает затраты на науку в размере 4%. Заработная же плата академиков по сравнению с западными коллегами просто нищенская. Я получаю и за звание, и за должность не более 30 тыс. рублей. И это еще ничего. Младший научный сотрудник получает не более 7 тыс. Только за 90-е годы из России по этой причине уехали более 250 тыс. ученых.
На протяжении нескольких лет президент РФ обещал достойную оплату труда людям, занятым наукой, однако никто этого так и не дождался. Масса ученых сейчас не занимается почти никакими исследованиями, а подрабатывают на стороне. Эффективность труда от этой работы налево катастрофически падает, времени на науку просто не остается".
По мнению академика, государство совершенно не думает и об обеспечении институтов и лабораторий необходимым оборудованием. За границей средний возраст техники составляет 7 лет, в 11 его уже списывают и заменяют новым. В наших же вузах оборудованию уже более 20 лет, и заменять его никто не собирается. Владимир Страхов возмущен не только произволом чиновников, но и позицией самих академиков. В частности, он поддерживает проект чиновников, предусматривающий возрастной ценз для сотрудников РАН: в соответствии с документом после 70 лет они должны уходить на пенсию. Академики чуть ли не единогласно отклонили проект чиновников. Г-н Страхов считает это неверным. "Сейчас средний возраст академиков - 75 лет, член-корреспондентов - около 70, а докторов наук моложе 60 лет вы почти не увидите, - пояснил Владимир Страхов. - Между тем большинство исследователей достигают пика своей карьеры и что-то открывают до 40 лет". Кроме того, ученый требует от российского правительства в три раза повысить зарплату и в четыре раза пенсии ученым, переоснастить вузы оборудованием.
Несмотря на шумиху, акция, организованная геофизиком, не нашла поддержки ни у одного из коллег. "Владимир Николаевич очень хороший ученый, и то, за что он выступает в принципе правильно, - пояснил "НИ" помощник президента Российской академии, доктор физико-математических наук Аркадий Мальцев. - Однако методы его борьбы для меня и многих ученых неприемлемы. Ситуация с наукой все-таки не настолько острая, чтобы устраивать голодовку. Кроме того, я сильно сомневаюсь, что таким образом г-н Страхов чего-нибудь добьется".