"Российская газета", 06.06.2007

Тьма распространяется быстрее света - утверждает патриарх российской журналистики

Вчера исполнилось 85 лет главному редактору научно-популярного журнала "Наука и жизнь" Игорю Константиновичу Лаговскому.

Накануне юбилея с ним встретился корреспондент "РГ"

 

Российская газета

Как вы пришли в журналистику?

 

Игорь Лаговский

Когда учился в МГТУ, там литературный кружок вел знаменитый главный редактор "Техники молодежи" Василий Дмитриевич Захарченко, у которого был удивительный талант заражать наукой. Со мной учился и многолетний редактор отдела науки в "Комсомолке" Михаил Хвастунов, а немного позже Ярослав Голованов - еще один блестящий популяризатор науки. Так что из Бауманки вышла целая плеяда тех, кто мог увлечь читателя достижениями науки.

 

РГ

Вы почти 50 лет работаете в журнале "Наука и жизнь", из них 27 - главным редактором. Говорят, что российскую космонавтику создали несколько поколений читателей журнала. Каким был самый большой тираж? Лаговский.

В 1985 году он составлял 3,6 миллиона. Надо сказать, что тираж этого журнала всегда был большим благодаря тому, что с самого основания в 1890 году он был "семейным". Этот принцип, несмотря на все перипетии, сохраняется уже более века. Очень здорово, когда внук читает тот же журнал, что читал его дед.

 

РГ

Какие ваши любимые темы? Ваш конек?

 

Лаговский

Он довольно непопулярный: головоломки и математические досуги. Все это мне очень нравилось. Ведь воспитывался на книгах нашего выдающегося популяризатора Перельмана "Занимательная математика"

 

РГ

Говорят, что журналисты, пишущие о науке, штучный товар. Как вы думаете, почему?

 

Лаговский

Они должны просто и доступно рассказать об очень сложных вещах. И в то же время не впасть в упрощение, которое искажает суть дела. Этому практически невозможно научить. Надо иметь вкус. Кстати, в основном мы имеем дело со статьями, которые написаны учеными и чаще всего сложным научным языком. Чтобы это "перевести" на понятный широкому читателю, нередко приходится обкладываться книгами и докапываться до сути дела. А потом переписывать текст от начала до конца, но так, чтобы автор не сказал: вы меня исказили

 

РГ

За эти годы у вас было немало встреч с выдающимися учеными. Кто наиболее запомнился?

 

Лаговский

Каждый по своему интересен. А самые яркие? Конечно, лауреаты Нобелевской премии Николай Николаевич Семенов, Жорес Иванович Алферов, Виталий Лазаревич Гинзбург

 

РГ

Как выживает журнал в наше сложное время, когда интерес к науке упал? Лаговский Держимся только за счет денег читателей, ни копейки не получая от государства. Приобрели новую технику. Овладели Интернетом, продаем диски с номерами. Жить можно.

 

РГ

Как вы считаете, есть будущее у нас и нашей науки?

 

Лаговский

У нас в редакции висит лозунг: тьма распространяется быстрее света. Хорошо, если бы это помнили те, кто определяет судьбу страны.