"Российская
газета", 06.06.2007
Математик под номером
один
Научный мир отмечает
300-летие со дня рождения Леонарда Эйлера.
В честь этого события
10-12 июня в Санкт-Петербурге состоится Международный математический конгресс,
на который съедутся многие выдающиеся ученые. В Петербурге Леонард Эйлер прожил
большую часть своей жизни и заявил о себе как о величайшем математике XVIII
века. Здесь он и похоронен в некрополе Александро-Невской лавры. Накануне
открытия конгресса корреспондент "РГ" встретился с директором
Международного математического института имени Леонарда Эйлера,
академиком-секретарем отделения математических наук РАН академиком Людвигом
Фаддеевым.
Российская газета
Судя по программе, нынешний конгресс собрал немало знаменитостей и гостей со всего света...
Людвиг Фаддеев
Конечно, 300-летие - событие мирового масштаба, великого математика почитают во всех странах, но в России особенно. Его имя носит огромное количество математических объектов: есть формула Эйлера и уравнения Эйлера в гидродинамике, метод Эйлера в небесной механике и т.д. Более 800 работ он написал за свою жизнь.
Мы хотели, чтобы этот юбилей привлек внимание к науке. Нас поддержали правительства РФ и Санкт-Петербурга. Программа празднования насыщена. Уже проходят так называемые сателитные конференции по всем классическим научным направлениям, которым начало дал Эйлер, пройдет Эйлеровский фестиваль. В последующие дни выступят самые выдающиеся ученые современности из Европы и России.
Скажем, профессор Хирцебрух всемирно известен как основоположник математики в послевоенной Германии, академик Французской академии Ален Конн - создатель некоммутативной геометрии, венгерский математик Ласло Ловаш сегодня возглавляет Международный математический союз. Историческую родину Леонарда Эйлера - Швейцарию - представляет Гисберт Вестхольц, специалист по алгебре и теории чисел, а Россию – академики Владимир Захаров, Сергей Новиков, Юрий Манин и я. В юбилее примут участие не менее тысячи человек
РГ
Будут ли на конгрессе представлены новые открытия?
Фаддеев
Конечно, мы ожидаем услышать новые результаты, и прежде всего от молодых математиков. Сегодня молодежь снова начинает приходить в науку, и этот интерес нужно поддерживать. Наверняка будет много интересного. Уровень российских математиков по-прежнему один из самых высоких в мире.
РГ
С одной стороны, это повод для гордости. А с другой – на лучших как раз и направлены взоры зарубежных работодателей. Ведь отток "мозгов" из фундаментальной науки по-прежнему продолжается
Фаддеев
Утверждать, что все хорошо, не берусь. Пока кадровые потери, понесенные математикой за последнее десятилетие, не восполнены. Только из моих талантливых учеников за границей сегодня работают 15 полных профессоров. Даже в Новой Зеландии есть. Меня беспокоит, что основанная Эйлером петербургская научная школа, пожалуй, самая сильная в России, слабеет.
Но сегодня не обязательно уезжать за рубеж. Выпускники матмеха или физтеха Санкт-Петербургского госуниверситета устраиваются в ведущие компьютерные фирмы, где после определенного опыта получают в пять раз больше, чем академики. Фундаментальная подготовка позволяет заниматься самыми разными прикладными задачами. Поэтому надо менять политику государства в отношении науки и поддерживать ученых, которые выбирают науку, в том числе и молодых
РГ
Во многих странах это делает не только государство, но и различные фонды. В Норвежской академии наук, например, организована премия Абеля по математике, которая приравнивается к Нобелевской. В США действует специальная комиссия по поддержке математического образования. У нас появилось что-то подобное?
Фаддеев
В Санкт-Петербурге с помощью спонсоров создан Фонд Эйлера, который выплачивает стипендии одаренным математикам - аспирантам и студентам. Но фонды в России - не решение проблемы. Фундаментальная наука – государственное дело. К сожалению, власти нас практически не поддерживают, не понимают, что развитие математического образования – основа прогресса. Нельзя решать задачи энергетики, например, без методов компьютерной математики. Сейчас финансовые приоритеты переходят в такие области, как нанотехнологии. Но ее развитие без математики невозможно. Поэтому невнимание к фундаментальной науке я считаю близорукой политикой. Представьте, если бы в 30-х годах в России перестали бы заниматься ядерной физикой из-за ее якобы неактуальности, что бы с нами стало?!
РГ
Какие бы трудности ни переживала математика, это вечная наука. Как вам видится ее будущее?
Фаддеев
У человека пять чувств, которые работают при изучении мира. Познавая его, он углубляется на все меньшие масштабы. Математика - это шестое чувство, которое помогает понять микромир.