"Ведомости", 27.06.2007
"Кукуруза сегодня" (редакционная статья)
А ты подписался на нанотехнологии? Плакаты с таким текстом просто обязаны появиться в России в ближайшее время. Слово "нанотехнологии" оказалось очень удачным для очередного государственного лозунга. Совершенно точно "нанотехнологии" дадут толчок патриотической пропаганде и, вероятно, позволят создать чиновничью кормушку. Для настоящего развития нанотехнологии надо поменять технологии управленческие.
Вчера и. о. вице-президента Российской академии наук был назначен зампредседателя правительственного совета по нанотехнологиям, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук - главный претендент на пост главы госкорпорации "Роснанотех". Конечно, для академиков важно, что "Роснанотех" получит мощное государственное финансирование, но еще важнее то, что тема нанотехнологии - высочайше одобренный лозунг. Публичная поддержка лозунга обещает высочайшую милость, критика - немилость.
Отклоняться только вместе с "линией партии" - хорошая российская традиция. Прогнозы федеральных министерств уже не обходятся без слова "нанотехнологии, вузы спешно вводят кафедры и лаборатории нанотехнологии (платное обучение по модной специальности дороже обычных), губернаторы проводят совещания по состоянию нанотехнологии в подведомственном регионе (22 июня, например, нанопотенциал Свердловской области оценивал Эдуард Россель), предприимчивые граждане не стоят в стороне: в Москве на столбах появились объявления с текстом "Нанотехнологии. Приглашаются бизнес-партнеры в перспективное, интересное дело. Выгодные вложения" и номером мобильного телефона. Что-то это напоминает. Не то "удвоение ВВП", не то "квартиру каждой семье к 2000 г.", не то "коммунизм в 1980-м", не то кукурузную кампанию Никиты Хрущева.
Неверно думать, что лозунги появляются на пустом месте. Хрущев задумался о кукурузе после посещения американских полей, а планы удвоения ВВП до России провозглашали, например, Япония, Китай, Казахстан. Нанотехнологии - действительно актуальная тема, эта сфера развивается очень быстрыми темпами.
По данным агентства Lux Research, в 2006 г. по всему миру в нанотехнологии было инвестировано $12,4 млрд. Объем продаж товаров, произведенных с применением нанотехнологии, составил около $50 млрд. Госрасходы на нанотехнологии в 2006 г. составили $6,4 млрд, расходы компаний - $5,3 млрд, венчурных фондов - более $650 млн. При этом темпы роста корпоративного финансирования в два раза выше, чем государственного (19% к 10% по сравнению с 2005 г.). Лидер рынка - США ($1,78 млрд потратило правительство и $1,93 млрд - компании), затем идут Япония и Германия. Но по паритету покупательной способности второй - Китай ($906 млн госрасходов и $165 млн инвестиций компаний). По подсчетам Lux Research, в нанотехнологии инвестирует 121 венчурный фонд, а в 2006 г. 10 нанотехнологических стартапов, ранее получивших инвестиции фондов, привлекли в ходе IPO $417,2 млн (общая стоимость разместившихся компаний - примерно $1,69 млрд).
Почему же российские государственные планы развития нанотехнологии внушают опасение? Во-первых, потому, что кампанейщина - не самая эффективная управленческая технология. Во-вторых, создавая госкорпорацию с известным бюджетом (30 млрд руб. в 2007 г.), чиновники не знают, как и на что его тратить. Готовых проектов под эти деньги просто нет. Нанотехнологии - очень широкое понятие. Под него подпадают все методики, основанные на манипуляциях с отдельными атомами и молекулами (т. е. методик регулирования структуры и состава вещества) в масштабах 1-100 нм (1 нанометр - 1 миллиардная доля метра). Процесс должен быть обратным: сначала надо определить потребности российского бизнеса, конкретные технологии, которые нужны уже сейчас, создать инфраструктуру поддержки инноваций (гранты на подготовку документации, базы данных, оценка технологий, защита интеллектуальной собственности и т. д.) и стимулировать инновационный заказ бизнеса за счет налоговых льгот.