"Правда", 05.07.2007
В.Трушков "Академии подарили троянского коня"
Порядки в "Курчатовском институте" как прототип реформы РАН Российскую академию наук продолжают ломать через колено. Кремль и правительство не могут простить "бессмертным" (так в Европе с давних времен называют "полных" академиков) их отказ принять заготовленный "на стороне" устав, который лишал академию какой-либо самостоятельности. Власть от своих намерений, однако, не отказалась. Теперь она проводит против РАН операцию "троянский конь". Предпринимаются попытки прежде всего создать угодный и угодливый настрой в руководстве научным штабом страны. Так, президиуму академии навязали в качестве нового вице-президента РАН директора Российского научного центра "Курчатовский институт" М. Ковальчука. "Скалозубов" не остановило даже то, что, вопреки традициям и действующему уставу, в "Вольтеры" РАН проталкивается не "полный" академик, а член-корреспондент.
ХОДЯТ СЛУХИ, что М.В. Ковальчук - перспективный ученый, который к тому же возглавляет Российскую национальную лабораторию по инновациям и нанотехнологиям. Вероятно, он будет и действительным членом РАН. Но двойное нарушение академического устава (вице-президентов, даже когда они "полные" академики, положено избирать общим собранием РАН, а не назначать решением ее президиума) вынуждает искать причину кремлевского лоббирования за пределами научных достоинств Михаила Валентиновича.
Что касается президиума РАН, то он своим беспринципным решением дал обидный повод примеривать к новому назначенцу знаменитую эпиграмму А.С. Пушкина:
В академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундукам такая честь.
Отчего ж он заседает?
Наши СМИ бросились искать ответ на поставленный поэтом вопрос в причудливых связях Курчатовского директора и президента России. Оказывается, в свое время брат член-корра, нынешний банкир, состоял в одном садовом товариществе с чиновником питерской мэрии В.В. Путиным. Добрые отношения между этими садоводами сохраняются якобы по сей день. Думается, такая версия очень обидна для подсаженного кремлевским домкратом в и.о. вице-президента РАН М. Ковальчука. Он и сам по себе обладает качествами (в данной ситуации дело не касается его истинных научных достижений), которые позволяют правительству надеяться, что высочайшие установки он будет проводить безукоризненно и усердно, что славу троянского коня он поднимет на новую высоту. О наличии у М.В. Ковальчука личных свойств, так нужных власти для борьбы в создавшихся условиях с "бессмертными", говорит его деятельность на посту директора Российского научного центра "Курчатовский институт". Эти качества ярко высветила недавняя конференция курчатовцев, посвященная принятию коллективного договора.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР на ближайшие три года делегаты конференции приняли за два часа. Но заседание на этом не закрылось. На обсуждение протоколов разногласий, являющихся приложением к договору, потребовалось... три часа. Лауреат Государственной премии СССР доктор технических наук Ю.А. Нечаев замечает: "После принятия коллективного договора за основу произошло непредвиденное: зал взорвался наболевшими вопросами".
Участники конференции выражали откровенное неудовлетворение сдачей в аренду имущества Центра (особенно остро шел разговор о спортивном комплексе "Малахит" и центре культуры "Курчатовский"), высокими накладными расходами, закрытостью распределения внебюджетных выплат по контрактам, договорам и грантам для ответственных исполнителей работ. Они критиковали руководство Российского научного центра (РНЦ) за отсутствие социально справедливой оплаты труда, недостаточное финансирование мероприятий по охране труда, невыполнение работодателем своих обязательств по обеспечению занятости, по сохранению и обновлению материально-технической базы, по содержанию объектов социальной сферы. Вызывали острое неприятие практическое отсутствие четкой кадровой политики, чрезмерная бюрократизация оформления командировок и последующей отчетности, приводящая к нерациональным затратам времени работников института, и т.д.
За каждым из этих пунктов стоят реальные конфликтные ситуации. Давно нет понимания (оно не было найдено и на конференции по колдоговору) между руководством Центра и коллективом по поводу пресловутого распоряжения президента РНЦ "Курчатовский институт" Е.П. Велихова от 17 марта 2006 года об установлении ежемесячных надбавок руководящим работникам Центра в размере от 4-кратной до 20-кратной их месячной зарплаты. В результате за счет средств накладных расходов помощники директора получают выплаты от 70 тысяч рублей, а директор Центра - до 350 тысяч рублей. На конференции это распоряжение было расценено как беспрецедентное для государственных учреждений даже в нынешнюю пору. К тому же оно ведет к усилению социальной напряженности в коллективе. Однако попытка конференции зафиксировать в коллективном договоре потолок для этих надбавок (4-кратный коэффициент) была безапелляционно отклонена дирекцией.
Не менее острая ситуация с грозящим сокращением кадров. С подачи дирекции РНЦ правительством установлена такая его численность, что предстоит уволить более 1700 работников. Странно, что с этим сокращением дирекция увязывает отказ от увеличения финансирования мероприятий по охране труда, медицинского обслуживания, выплат за выслугу лет и т.д. Большинство коллектива убеждено, что такое сокращение может привести к снижению научного потенциала Центра и утрате его лидирующего положения в научном мире по ряду важнейших исследовательских направлений.
Примечательно, что при голосовании на конференции практически по всем конфликтным вопросам дирекция РНЦ оставалась даже не в меньшинстве, а получала нулевую поддержку. Такой настрой коллектива стал поводом обвинять "некоторых членов трудового коллектива" в том, что они использовали колдоговорную кампанию как "средство выращивания организованной классовой солидарности". Есть ЛИ СВЯЗЬ МЕЖДУ НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ в "Курчатовском институте" и деятельностью его директора М.В. Ковальчука? Думается, убедительным ответом на этот принципиальный вопрос (не только для курчатовцев, но теперь и для Российской академии наук) могут стать мнения участников конференции РНЦ.
Ю.И. Зорин: "Из трех первых лиц, реально руководящих центром, ни президент Центра (Е.П. Велихов. - В.Т.), ни директор (М.В Ковальчук. - В.Т.), ни исполнительный директор (В.Ю. Инькова. Кстати, эта должность в Центре была введена после прихода в него директором М. Ковальчука. - В.Т.) не сочли нужным уделить своего дорогого времени тем, кто обеспечивает их работой и зарплатой".
Г.В. Синютин: "Первый раз за 51 год работы в "Курчатовском институте" создалась ситуация, когда коллектив и руководство вступили в неразрешимое противоречие". (Здесь надо заметить, что нынешняя конференция коллектива была первой после того, как М. Ковальчук стал директором РНЦ "Курчатовский институт").
Ю.А. Нечаев: "Сегодня роль директоров структурных подразделений, научных руководителей, ученых в управлении Центром минимизирована до небывалого в истории "Курчатовского института" уровня. Правят бал вновь пришедшие менеджеры, которым не дороги ни традиции Центра, ни его будущее, понимание которого имеет весьма приспособленный к их личным интересам характер". Впрочем, не менее убедительным ответом на вопрос о роли директора М. Ковальчука в создании нынешней атмосферы в РНЦ являются установленные в последнее время в Центре порядки. В частности, в резолюции нынешней конференции работников Центра, состоящей из четырех пунктов, отдельным пунктом записано: "Конференция отмечает недостаточную информацию работников Центра о важных научно-производственных и социальных направлениях работы Центра".
Если судить по материалам конференции, то руководство Центра встречается - нет, не с коллективом, а лишь с его полномочными представителями (нынче на конференции их было 110 делегатов, а в Центре занято примерно 4900 человек) раз в три года. Дирекция считает крупным сдвигом уже то, что в новом коллективном договоре предусмотрено, что такие встречи впредь будут раз в год.
О характере же отношений между дирекцией и трудовым коллективом, представляемым профсоюзным комитетом, свидетельствует один любопытный документ. Председатель объединенного профкома В.А. Золотарев под напором требований "низов" попросил дирекцию познакомить профком с документами, связанными с договором аренды спортивного комплекса "Малахит". В ответ первый заместитель директора - руководитель исполнительной дирекции В.Ю. Инькова прислала настолько выразительный ответ, что он заслуживает, чтобы его процитировать: "...Запрашиваемые Вами копии документов по аренде здания с/к "Малахит" не могут быть представлены по причине нахождения данного вопроса вне сферы деятельности профсоюзной организации РНЦ "Курчатовский институт". Также доводим до Вашего сведения, что в РНЦ "Курчатовский институт" существуют более актуальные вопросы и задачи, находящиеся в компетенции профсоюзной организации РНЦ "Курчатовский институт", на решение которых должны быть направлены Ваши усилия".
СМИ СООБЩАЛОСЬ, ЧТО, СОГЛАШАЯСЬ НА ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ УСТАВУ РАН назначение М. Ковальчука вице-президентом академии, ее президиум надеялся серьезно укрепить материально-техническую базу РАН и материальное положение ее ученых. Думается, получивший неоспоримую оценку на недавней конференции Центра опыт работы дирекции "Курчатовского института", которую возглавляет этот администратор, развеет иллюзии "бессмертных". А только что упоминавшаяся история с "Малахитом" наверняка заставит их задуматься, что может статься с материально-технической базой РАН.
Тема спортивного комплекса оказалась на конференции Центра одной из доминирующих. Уже после конференции ее делегат Г.Д. Мантейфель рассказал, что, согласно уставу, Центр имеет право сдавать относящееся к федеральной собственности имущество, только если оно временно не используется. Между тем здание спорткомплекса "Малахит" использовалось в соответствии с уставными документами. Это во-первых.
Во-вторых, в результате скоротечно проведенного конкурса арендатором оказалась организация, зарегистрированная лишь в августе 2006 года, то есть тогда, когда проводился конкурс. Эта организация в договоре указала адрес своего местонахождения, по которому расположен... ресторан. Более того, в договоре она забыла (?) указать номер своего расчетного счета. Немудрено, что в коллективе обеспокоены: как бы, имея дело с конторой "Рога и копыта", не оказаться у разбитого корыта... Курчатовцев не менее беспокоит и то, что благодаря родной дирекции они и их дети оказались отлученными от физкультуры и спорта.
Но у этой медали есть и другая сторона: нынешнее руководство РНЦ проявляет себя в качестве ярого приверженца приватизации науки и ее инфраструктуры. "Малахит" оказался объектом, затрагивающим интересы большинства курчатовцев. Но он совсем не первая ласточка в фактическом разбазаривании дирекцией государственного имущества. Центр уже утратил значительную часть своей инфраструктуры. Нет теперь у него базы отдыха "Курчатовец", базы в Троице-Лыково, здания новой автобазы и даже корпуса "V"...
Но разве могут сравниться масштабы даже РНЦ "Курчатовский институт" с уникальным богатством Российской академии наук?! Опыт неутомимой административной деятельности М.В. Ковальчука в "Курчатовском институте" заставляет подозревать, что правительство рекомендовало на руководящую должность в РАН троянского коня. Но окончательно разобраться в этом обязана сама академия, которой, вероятно, предстоит еще голосовать на общем собрании за эту кандидатуру. Голосовать в соответствии с требованиями академического устава.