Н.Рузанова. В книге есть тайна

"Российская газета", 28.08.2007

Но Игорь и Олег Минины ее не разглашали

 

Вчера стало известно, что 24 августа следственное управление ФСБ России прекратило уголовное преследование новосибирских ученых Игоря и Олега Мининых, которые подозревались в разглашении государственной тайны.

Сами ученые узнали об этом от журналистов. "Если это правда, я просто счастлив", - сказал "РГ" отец бывших подозреваемых, один из основателей Института прикладной физики, академик технических наук Владилен Минин Уголовное дело по 283-й статье УК, о разглашении гостайны, в отношении бывших научных сотрудников Института прикладной физики Игоря и Олега Мининых было возбуждено еще в начале апреля нынешнего года. Претензии ФСБ вызвала историческая монография Мининых "Институт прикладной физики: научные школы и технологии" - ее издание было приурочено к юбилею научного учреждения, из которого Минины уволились более десяти лет назад. Следствие изучало книгу, которая была собрана только из открытых печатных и электронных источников, почти пять месяцев. И вот результат. "Доказательств причастности бывших сотрудников ОАО "Институт прикладной физики" Игоря Минина и Олега Минина к совершению преступления не получено", - говорится во вчерашнем сообщении ЦОС ФСБ России.

Однако это не значит, что секретные сведения вовсе не попали в монографию Мининых - наоборот, как раз в этом факте контрразведчики уверены (хотя книга, изданная в 2006 году, и получила "добро" на печать от первого отдела НГТУ). Расследование продолжается. И если ФСБ согласилось признать, что Минины ни в чем не виноваты (а стало быть, действительно пользовались только открытыми источниками), следовательно, гостайна была раскрыта еще на предыдущем этапе. Кто-то поместил секретную, по мнению ФСБ, информацию о работающем на оборонную промышленность институте в открытый доступ, откуда ее и почерпнули авторы книги. И этот "кто-то" вполне может понести за это уголовную ответственность. "Сегодня ситуация складывается таким образом, что обвинить в разглашении гостайны можно любого из ученых, работающих или когда-то работавших с секретными сведениями, - считает Владилен Минин. - Я не удивился бы, если бы в разглашении секретов обвинили Красную Шапочку, которая побывала в животе Волка и поневоле стала обладателем его внутренних тайн".

О повышенном риске, с которым сегодня связана работа в сфере оборонной промышленности, говорят и другие ученые. Директор Института химической кинетики и горения СО РАН Сергей Дзюба утверждает - в научной среде появилась опасная тенденция, ученые отказываются работать по оборонным заказам, боясь в один прекрасный момент оказаться "вне закона". Сергей Дзюба знает об этом не понаслышке - в отношении профессора его института Олега Коробейничева тоже возбуждалось аналогичное "таинственное" дело, которое после многих месяцев мучений все же было прекращено.