Л.Радзиховский. День эмиграции знаний
"Российская газета", 04.09.2007
1 сентября - День знаний.
"Россия - сырьевая страна" (сверхдержава или
сверхпридаток - это уже оценочная категория). Что это значит? А вот что.
Население РФ - около 2% населения Земли, в 2006 году доля ВВП России (1,5 трлн.
долларов по паритету покупательной способности) в объеме мировой экономики
(61,2 трлн.)- около 2,5 %. При этом доля РФ в мировом производстве нефти -
около 11%, мировой добыче газа - около 25%, а в объеме мирового рынка высоких
технологий - около 0,5% (более консервативная оценка - 0,3%).
Высокотехнологичными считаются товары, в стоимости которых
доля НИОКР составляет не менее 3,5%. Если эта доля свыше 8,5%, перед нами
техника высшего качества.
Объем мирового рынка хай-тека оценивается примерно в 3 трлн.
долларов - около 5% объема мировой экономики. Но считается, что тому, кто
лидирует на этом - и именно на этом! - рынке, тому принадлежит будущее.
Так вот. Если взять США, с которыми мы так обожаем себя
сравнивать, то их доля на рынке мирового хай-тека составляет около 39 %
(население США - около 4% населения Земли, а доля экономики США в мировой
экономике - примерно 21 %). Иначе говоря, из общего объема ВВП США (12,2 трлн.
долл.) около 10% приходится на хай-тек. В объеме ВВП России на долю нашего
хай-тека приходится, по разным оценкам, от 1 до 0,6%. А общий объем нашего
хай-тека меньше американского в 80-120 раз.
Так что же, на вопрос: "Насколько мы отстали от США в
области наукоемких технологий?"- следует меланхоличное:
"Навсегда"? Причем, повторяю, речь идет не о соревнованиях по
престижу, а о соревнованиях по будущему страны.
Очевидно, есть отрасли (фармацевтика, биотехнологии,
производство компьютеров и другой бытовой электронной техники), где
действительно довольно нелепо "мериться". Конечно, "никогда не
говори никогда", но мало у кого хватает фантазии вообразить, при каких
необыкновенных обстоятельствах мы могли бы занять в этих вопросах передовые
позиции - по крайней мере СССР здесь всегда был совершенно отсталой страной.
Есть, однако, другие сферы хай-тека - IT-технологии,
отрасли, связанные с ядерной промышленностью, авиапром и т.д., где Россия, по
крайней мере, получила достаточно богатое советское наследство. Для сохранения
и развития этого наследства нужно многое, в том числе необходима и достаточно
мощная наука. Математика, физика, т.е. как раз те направления, которые в СССР
были достаточно сильно развиты, прежде всего, разумеется, потому, что как раз и
были связаны с решением военно-промышленных задач.
Правда, страны Юго-Восточной Азии, которые производят
львиную часть мировой электроники, отнюдь не блещут высокой наукой. Или,
скажем, Ирландия - сейчас одна из наиболее передовых стран в области
IT-технологий, но нельзя сказать, что там самые сильные научные школы, во
всяком случае в Англии - куда сильнее.
Так что наличие мощной науки, особенно фундаментальной, не
только недостаточное, но, строго говоря, не является и необходимым условием для
развития хай-тека. Тем не менее, как правило (США, Европа, Япония, Израиль,
отчасти Индия), есть определенная корреляция между уровнем науки и наукоемких
производств. Скажем, не меньшая, чем между уровнем развития демократических
институтов и развитием того же хай-тека.
Так что "высокая наука" - несомненно, одно из
важных конкурентных преимуществ страны на рынке высоких технологий.
Это - во-первых. А во-вторых, развитие науки самоценно,
безотносительно к прагматической выгоде. Как в познавательном плане (что
абсолютно самоочевидно), так и в социальном плане - как ни крути, а наука
озонирует общественную атмосферу. Сообщество ученых и людей с научным складом
ума все-таки больше, чем "обычные люди", привыкло опираться на
логические аргументы и факты, сравнивать разные точки зрения и вообще думать...
хотя бы немного.
Да, ученый - отнюдь не синоним не только приличного
человека, но даже и умного человека. Да, ученые точно так же могут сбиваться в
толпы и стаи, подвержены и предрассудкам, и ненависти - люди, обыкновенные
люди... А все-таки, как ни крути, обыкновенные люди, но с несколько большей
привычкой думать.
В общем, будем считать, что пламенную речь для
доказательства сложного тезиса "лучше быть богатым, но образованным - чем
бедным, но дикарем" я произнес. Теперь давайте опять же обратимся к
фактам.
Главной причиной злоключений науки в России все дружно
называют недостаточное финансирование. В какой мере это справедливо?
Из федерального бюджета на науку в 2007-м (кроме военных
исследований) планируется потратить около 100 млрд.руб. (почти 4 млрд.долл.).
Если добавить иные источники - тех же военных, местные бюджеты, а главное, то,
что те же НИИ и вузы зарабатывают сами по договорам, то эту цифру свободно
можно более чем удвоить. Речь идет примерно о 10 млрд. долларов. Мало это или
много?
Передовые страны тратят на науку около 2% ВВП. 10 млрд.
долл. - это около 0,6% ВВП России. Расходы США на науку - около 300 млрд.долл.
- 2,5% ВВП. Итого: США тратят на науку примерно 2,5% ВВП, а объем хай-тека в
США - около 10% ВВП. Мы тратим 0,6% ВВП, а объем хай-тека у нас - от 0,6% до 1%
ВВП. Так что мы тратим не только меньше, но и менее эффективно. И это при всех
известных недостатках науки в США. Бюрократии там не меньше, чем у нас, а
расточительности еще куда больше: есть что тратить! В чем дело? Где они
наверстывают?
Во-первых, у них наука изначально вписывалась в рыночную
экономику, а в СССР (чью систему науки мы унаследовали) наука, как и ВПК в
целом, в эту систему не вписывалась.
Во-вторых - кадры, которые в науке уж точно решают все
Точное число ученых, уехавших из России в 1991-2006 годах, неизвестно. Но
главное - не число, а умение. Старый анекдот: "Прогресс - это когда
сегодня в Тульской писательской организации 87 членов, а до революции был один
Толстой".
Так вот - уехали лучшие.
Возьмем математику, где у СССР были реально сильнейшие
позиции в мире, вполне сопоставимые с США или Францией. В математике приняты не
только строгие доказательства, но и строгие критерии сравнения ученых.
Выберу два критерия - Филдсовская премия (аналог Нобелевской
для математиков) и число пленарных докладчиков на Всемирных математических
конгрессах. В мире есть около 40 лауреатов Филдсовской премии. 21 работают в
США, 8 - во Франции, 5 - в Англии, 2 - в Японии и по одному в Германии, Бельгии
и РФ ("нелюдимый гений" из Петербурга Перельман). При этом 6
филдсовских лауреатов США (30% от их общего числа) и 1 во Франции - выходцы из
СССР-РФ. Что касается докладов на Всемирных конгрессах, то в 1970-1980 годы из
15-17 докладчиков 2-3 представляли СССР. На конгрессах 1990-2000 годов из 15-19
докладчиков был или 1 (1990, 1994, 2002 годы), или ни одного (1998, 2006)
докладчика из РФ. При этом каждый раз было по 1 или 2 докладчика из США,
Франции или Израиля - эмигранты из СССР-РФ.
Мораль: деньги в науку в России вливать можно и нужно. Но
лучших ученых сегодня в стране - нет.