"Кто тронет Ландау – тому глаз вон!"

"Известия" (приложение "Московская неделя"), 07.11.2008

 

14 ноября "Первый канал" покажет фильм о Нобелевском лауреате, вокруг которого академики заранее затеяли скандал. "Неделя" выясняет, что их возмутило и что мы увидим на самом деле.

Повествование ведется от лица Коры Ландау, показанной нам в двух ипостасях - пожилой рассказчицы, ностальгирующей по жизни с Ландау (Людмила Чурсина), и молодой красавицы, страдавшей от его странностей (Ксения Громова). Киношный Ландау (Даниил Спиваковский) полностью соответствует стереотипу о гениальном, но безумном ученом: всклокоченные волосы, маниакальный взгляд, хилое "теловычитание" и плохо сидящая одежда. Эксцентричному физику трудно ориентироваться в реальном мире - КГБ следит за каждым шагом, а менее талантливые коллеги пользуются его добротой и примазываются к славе. Легкие зарисовки из научной жизни дают зрителю понять, что Ландау велик по определению, но что именно он открыл - остается загадкой: упор делается на личную жизнь ученого. У этого "большого ребенка", как называла его Кора, вечно теряющего бумажки с важными записями и неспособного есть невкусное даже ради выживания, были вполне "взрослые" интересы. Делая предложение, он огорошивает счастливую невесту так называемым "брачным пактом о ненападении". Пакт гласит, что супруги имеют полное право на богатую сексуальную жизнь, свободную от ревности. Ученый настаивал, чтобы пакт был двусторонним, но Кора упорно не хотела пользоваться своей свободой. А чтобы не расстраивать слабого здоровьем мужа, даже разыграла бурный роман с красавцем-физиком. Ландау предстает беззаботным существом с другой планеты, не понимающим, что такое чувство собственности, верность, ответственность и прочие земные мелочи. В то же время фильм ставит вопрос: можно ли простить "надмирному" гению мучения любящей жены, вынужденной стелить чистое постельное белье для мужниных любовниц? Впрочем, Ландау страдал не меньше своих близких: после автокатастрофы он потерял кратковременную память, а значит, и способность заниматься наукой. По иронии судьбы именно в этом беспомощном состоянии и застала его весть о вручении Нобелевской премии. Короткий триумф хеппи-эндом не закончился - физик умирает от тромбоза легочной артерии, прощаясь с жизнью все таким же неприкаянным чудаком. Была в истории отечественного кино и еще одна попытка осмыслить личность и судьбу гениального ученого - фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" (1962). Вымышленный и идеализированный советский физик Гусев на первый взгляд сильно отличается от Ландау: это волевой красавец с твердыми принципами, верный своей жене и другу, способный с честью выйти из щекотливой ситуации любовного треугольника. Но так ли герои далеки друг от друга? Их объединяет самоотверженность, способность жертвовать собой ради науки. Ландау занимается физикой даже в тюрьме, умирая от голода; Гусев идет на риск, сознательно получая смертельно опасную дозу облучения. И, несмотря на сложности отношений с женщинами, оба способны искренне любить. А ведь именно это, а не отсутствие шероховатостей в биографии определяет настоящего ученого и настоящего человека.

 

*   *   *

 

Исполнитель роли Льва Ландау Даниил Спиваковский:

"Женщинам нужны такие мужчины"

 

* О мечте. "Я прочитал мемуары Коры Ландау, и все - у меня появилась мечта. Я сразу захотел сыграть этого гениального физика. Даже как-то в интервью сказал, что мечтаю сыграть Ландау. И спустя какое-то время мне предложили эту роль. Но, кстати, продюсеры и режиссеры фильма не читали тех интервью, просто вот такое удачное стечение обстоятельств".

 

* О деликатности в фильме. "Личная жизнь Ландау показана абсолютно деликатно. Из фильма ясно, какой он глубокий человек с творческим началом, с каким уважением он относился к женщинам. Думаю, современным мужчинам впору поучиться у Ландау отношению к женщинам. Уверен, что он ставил эксперименты не только над числами, формулами и физическими процессами, но и с людьми тоже создавал "экспериментальные ситуации"... Даже то, что сейчас происходит, - эта шумиха, обсуждения - тоже эксперимент Ландау над всеми нами. И я счастлив участвовать в этом эксперименте. Скандал, который подняли уважаемые мной академики, - способ привлечения к себе внимания. К сожалению, современные ученые вниманием обделены. А тут такой повод заявить о себе. В основе любого конфликта - попытка привлечь внимание. На самом деле фильм "Мой муж - гений" высоко возносит академика Ландау. Мы показываем его как человека творческого и жизнелюбивого".

 

* О полигамности и пошлости. "Не думаю, что полигамность Ландау объясняется его гениальностью. Налево ходят и люди гениальные, и самые заурядные. Возможно, он искал в других женщинах то, что не могла дать ему Кора. И это все при том, что они любили друг друга, не могли жить друг без друга. Кора понимала, что без Ландау она никто. Многие женщины, конечно, посоветовали бы ей уйти от него. Но она была зависима от него и в бытовом плане, и в финансовом, и в личностном. Женщины любят мужчин за ум, обаяние, чувство юмора и внимание к ним. Это умел давать Ландау. Он человек-фейерверк, он не терпел рутины, а женщинам нужны такие мужчины. Хотя лично мне непонятно, зачем нужны любовницы при жене. Но те физики, которых я видел на записи программы "Закрытый просмотр" у Гордона, сказали, что наличие любовниц - это норма. Не понимаю, как такое говорили люди, которые перед этим обвиняли картину в пошлости".

 

* О документальном и художественном. "Мы не знаем, что было на самом деле. Этот фильм - не конкурс двойников. И вообще мемуары - очень субъективная вещь. Надо понимать, что это не документальный фильм, а в первую очередь художественный. А запрещать показы нельзя. Пусть человек сам посмотрит, сам сделает выводы".

 

*   *   *

 

Режиссер фильма Татьяна Архипцова:

"Все, что он делал, было правильно"

* О субъективности и впечатлениях. "Я влюблена в Ландау по жизни. Мне вообще интересны физики и все, что с ними связано. А Ландау мне нравится еще и как типаж. Все началось с того, что мне принесли сценарий, и я решила снять по нему фильм. За мемуары не страшно было браться - хотя они всегда субъективны. Это прежде всего мемуары Коры, ее впечатления от своего мужа. А уже потом, после фильма - наши впечатления о нем. Мы старались снимать фильм по книге, правда, в книге нет такого количества диалогов, как в кино - их, естественно, приходилось додумывать".

* О работе с актерами. "С Даниилом Спиваковским, который играл Ландау, мы спорили бесконечно, начиная с первой сцены. Долго ругались, но потом поняли друг друга. У меня был однажды случай в театре, когда Сергей Гармаш бросил в меня стулом. И я все бросила и ушла. Но потом пожалела, потому что спектакль уже получался. Теперь я стараюсь быть терпеливой".

 

* О праве гения на причуды. "Это была выстроенная им система, а не просто причуды. И тут не стоит даже вопрос - прощать ему что-то, не прощать. Все, что он делал, было правильно, в этом была своя логика, смысл. А зачем врать?.. Хотя, конечно, когда я представила себя на месте его жены, то поняла, что не смогла бы вынести этого. Ландау старался не ханжить, а жить честно. И с женой у него был договор - это внутренний договор одной семьи. И она соответствовала этому договору только для того, чтобы быть с ним. И после его смерти поняла, что восполнить эту потерю нечем"...

 

*   *   *

 

Исполнительница роли Коры Ландау Ксения Громова:

"Любить его за эмоциональность"

 

* О роли, любви и женской доле. "Для этой роли мне пришлось себя переделывать. Но было интересно перевоплощаться в зрелую женщину с нестандартными судьбой и поступками. Еще повезло, что был материал - книга Конкордии, фотографии, письма. Для актера это профессиональная радость, так еще интереснее воссоздавать образ. Играя, понимала, что пережить то, что пережила Кора, просто нереально. Не знаю, как бы я себя вела на ее месте. Грань того, что можно делать гениям, и того, что под запретом для простых смертных, - очень сложный вопрос. И ответ на него дает каждый сам. Но если любишь - наверное, пойдешь на уступки, будешь терпеть. А Кора его, несомненно, любила. И он ее любил. Этой паре было очень трудно. Но благодаря тому что Кора так тонко чувствовала своего мужа, они не расстались".

 

* О пошлости и времени. "Я слежу за тем, что говорят о фильме. Знаю, что некоторые обвинили фильм в пошлости, протестуют против его показа по телевидению. Но в фильме нет пошлости. Думаю, такая шумиха вызвана тем, что слишком мало времени еще прошло. Еще живы люди, которые имеют непосредственное отношение к Ландау. Конечно, сняли бы мы фильм в другое время, некоторые вопросы просто не поднимались бы. Уверена, что потом картина "Мой муж - гений" будет адекватно восприниматься зрителями".

 

* О мужской привлекательности. "Не знаю, за что женщины любили Ландау. Каждая, наверное, находила в нем что-то свое. Но он был определенно не тот мужчина, в котором самое привлекательное - материальная обеспеченность или статус в обществе. Есть что-то еще. Мне, например, нравится его эмоциональность, "кипение крови, окружающее сердце", как сказал бы сам Ландау. Эта черта просто исчезает у мужчин. А вот он ее сохранил".

 

*   *   *

 

ЧЕМ ВОЗМУЩЕНЫ АКАДЕМИКИ?

Кора Ландау о своем муже

Книгу "Академик Ландау. Как мы жили" Кора Ландау-Дробанцева начала писать после смерти мужа в 1968 году и работала над ней более десяти лет. В виде самиздата она распространялась в среде ученых-физиков, но вскоре почти все экземпляры были уничтожены академиками и их женами, возмущенными ее скандальным содержанием. Тем не менее мемуары дождались своей публикации в 1999 году...

"Дау в последнем классе школы написал сочинение на тему "Образ Татьяны в поэме Пушкина "Евгений Онегин": "Татьяна Ларина была очень скучная особа". В сочинении только шесть слов, получил, конечно, единицу, однако это не помешало ему как физику!"

(После того, как Ландау выпустили из тюрьмы)

" - Понимаешь, там было пшенное меню. А пшено я не ем, оно невкусное. Когда пришел приказ прекратить мое дело, я уже не ходил. Только лежал и занимался тихонько наукой.

- Ты лежал, умирал с голоду, при том, что тебе подавали готовую горячую свежую еду?! Ты ведь хотел выжить?

- Еще бы. Очень. Мечтал выжить, чтобы увидеть тебя.

- Но ведь ты принимаешь лекарство. Разве оно вкусное?

- Нет, лекарства по своей идее должны быть невкусными.

- И пшено ты должен был принимать как лекарство, по предписанию жизни, чтобы выжить!

- Корочка, какая ты умная, я не догадался так сделать".

" - Даунька, что случилось?

- Коруша, ужас! Я обхамил девушку.

- Ты? Дау, этого не может быть! - подавляя восторг, сказала я.

- Представь себе, очень миловидная девушка. Фасон платья много обещал, и так культурно прижималась, полез за пазуху - и ничего нет. Ну я от нее, как от лягушки, удрал, не попрощавшись даже. А сейчас угрызаюсь!"

"Как шелест ветра, по очереди пронеслось: "Привезли баранину!" У Дау сразу возник вопрос: "А баранина - это мясо?" Разрешить этот вопрос он не мог, здесь его мозг был бессилен. Дау растерялся: "Коруша ждет мясо, я обещал принести мясо". Вывод из завязавшейся в маленькой очереди большой дискуссии на эту тему гласил: "Мясо - это говядина, а баранина - это баранина". Идти против истины Дау не мог, очень расстроенный, он вышел из очереди. Грустный принес домой все нереализованные мясные талоны, которые потом выбросили".

"В жизни он был выше мелочей быта, в тюрьме - выше тюремных неудобств. Он был прежде всего физик, а потом человек. Он мог создать вселенную в собственной душе, пренебречь всем во имя поисков научных истин. Погружаясь в неразгаданные тайны природы, в нормальных условиях забывал обедать, ужинать и спать. Все знавшие его физики говорили : еще не было в мировой науке теоретика, столь виртуозно владеющего математическим аппаратом. Для него не существовало пределов. Он мог все".

 

*   *   *

 

У ВСЕХ ВЕЛИКИХ СВОИ ПРИЧУДЫ?

* Известный французский философ Жан Жак Руссо по юности очень любил "пошалить". По вечерам он частенько пугал женщин на пустынных улицах, обнажая перед ними свои ягодицы. Позже эти странности объяснили травмированной в детстве психикой : 8-летнего Жана наставница отхлестала розгами за то, что он отлынивал от учебы. Воспитательная мера сработала - но как? Мальчику так понравилось, что он стал специально нарываться на наказание.

 

* У немецкого философа Фридриха Ницше, автора теории о сверхчеловеке, по его признанию, в жизни было всего четыре женщины. И одна из них - его родная сестра. Этим отношениям посвящена его книга "Моя сестра и я". Хотя позже гений глубоко раскаивался в этой связи.

 

* Великий полководец Наполеон Бонапарт часто проявлял к своим солдатам отнюдь не отеческую любовь, выбирая себе в помощники особенно утонченных молодых людей. Целых 6 лет личным ординарцем Наполеона был барон Гаспар Гургар: он был весьма ревнив и называл императора не иначе как "Ее Величество".

 

* У гениального физика, изобретателя Николы Теслы, напротив, была жуткая фобия - он до ужаса боялся микробов, постоянно мыл руки, в отелях требовал до 18 полотенец в день и не ел, если на стол садилась муха. А боязнь венерических заболеваний привела к тому, что ученый так и не женился.