М.Михайлова. Редкий вид

"Культура", № 1-2, 17-23.1.2008

 

Ноев ковчег на Большой Никитской

 

Зоологический музей при Московском университете был основан в 1791 году как Кабинет натуральной истории при Московском императорском университете. Иными словами,  это старейший музей города, переживший пожар 1812 года и столько административных реформ, что другим и не снилось.

В начале 1990-х он обрел статус Научно-исследовательского зоологического музея. На десять лет раньше, в 1970 - 1980-х годах, в здании провели реконструкцию. Тогда же обновили экспозицию, увеличили площадь фондохранилищ. В штате музея около 70 сотрудников, среди которых ученые, специалисты мирового уровня по практической и теоретической систематике животных.

Сказать, что музей работает по старинке, значит его обидеть. Но, действительно, основные принципы работы научного музея, по сути, остались теми же, какими были когда-то: сбор и хранение зоологических коллекций, научные исследования, просвещение, участие в дошкольном, школьном и университетском образовании, публикация научно-популярных изданий и учебных пособий.

"Наш музей - один из двух самых крупных и самых старых музеев естественно-исторического направления в России, а по объему научных фондов он входит в число десяти самых крупных аналогичных собраний мира. В экспозиции представлены почти десять тысяч экспонатов - от одноклеточных животных, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крупных особей - крокодилов, тигров и зубров", - говорит научный сотрудник музея и бессменный руководитель музейного кружка юных натуралистов Е.А.Дунаев.

Много интересных историй связано с пополнением коллекции. Например, знаменитую японскую исполинскую саламандру  привез из Японии в 1886 году русский посланник при японском дворе и полномочный министр К.В.Струве. Господину Струве удалось найти бывшего выпускника Московского университета, ставшего капитаном крейсера, именно в это время зашедшего в японский порт. Высокопоставленный чиновник договорился с капитаном о том, чтобы специально для альма-матер саламандру переправили в Россию. Сначала ее доставили в Санкт-Петербург. Оттуда уже поездом в специальном аквариуме - в Москву, где какое-то время она жила в Зоопарке, а затем поступила в музей. Вот такая, почти  "детективная" история. Историй же, подобных разразившемуся в СМИ некоторое время назад скандалу о "похищенном мамонтенке", в Зоологическом музее не припомнят испокон века.

И сегодня экспонаты постоянно поступают от дарителей-коллекционеров, как ученых, так и любителей. Правда, среди высокопоставленных чиновников сейчас подвижников-натуралистов не находится.

Музей - подразделение университета, а это значит, что ставки сотрудников отнюдь не велики, а гранты от университета поступают целевые и только на самое первоочередное. Например, недавно здесь появились специальные герметичные шкафы из Германии для хранения коллекций. Ведь до недавнего времени экспонаты, обработанные отнюдь не безвредным для человека веществом, хранились в недостаточно герметичных емкостях.

Таких первых, вторых и третьих необходимостей у музея немало. Например, нет средств на проведение научных экспедиций. Поэтому нередко научные сотрудники музея свой отпуск посвящают сбору материалов. Естественно, не хватает оборудования. Конечно, сотрудники музея могут пользоваться находящимися на биологическом факультете университета  приборами. Например, специальным электронно-сканирующим микроскопом. В музее такого пока нет, тем более что для работы с этим дорогостоящим устройством необходимы штат сотрудников и отдельное помещение. А лишних площадей у музея нет, да и не предвидится, ведь постоянно пополняющиеся фонды находятся в том же здании, что и экспозиция. И часть витрин, связанных с историей собрания, приходится размещать не в залах, а в коридорах.

Зато проблема смены поколений не так остра, как практически всюду. Преемственность возникает вполне естественно: студенты пишут здесь свои дипломные работы и заодно  помогают работникам музея в разборе и классификации коллекций. Многие из них после университета приходят сюда работать. И за последние десять лет коллектив заметно помолодел. Практически в каждом отделе сегодня работают недавние выпускники университета.

...Сюда надо приходить с детьми. И не только для того, чтобы они увидели удивительных животных со всего мира, но, главное, потому, что здесь можно встретить, к счастью, еще не исчезнувший вид. Людей, увлеченных своей работой.