М.Токмашева. Шаг к новому веку

"Культура", № 1-2, 17-23.01.2008

 

От скамьи Жуковского до кода да Винчи

 

О музеях науки не часто услышишь по радио или телевидению.

Их выставки редко становятся событиями в масштабе всей страны. Тем не менее первым в России был именно научный музей. 1714 год, когда был создан знаменитый "Кабинет редкостей", или Кунсткамера, считается датой основания русского музейного дела. По истечении практически трех столетий ситуация в корне изменилась: количество музеев науки стало больше, но популярность их оставляет желать лучшего. Меж тем за рубежом подобные учреждения ("Techniquest" в Кардиффе, музей в Манчестере, оксфордский CuRiOXiTy) известны всему миру. Есть еще и интерактивные научные музеи: "Explore-At-Bristol", нью-йоркский "TryScience", "Science Museum" в Лондоне, "Virtual Kahun" - совместный проект музея Манчестера и The Petrie Museum египетской археологии. Конечно, до такого масштабного распространения высоких технологий нам еще далеко, но шаг в эту сторону уже сделан. В конце минувшего года были объявлены результаты первого  грантового конкурса "Научный музей XXI века".

"Музей науки в нашем понимании - это не столько собрание исторически ценных редкостей, сколько образ целостного научного знания, пространство, где при помощи современных технических средств иллюстрируются фундаментальные законы и концепции мироздания. Создание таких музеев - вопрос не только финансирования. В первую очередь - это вопрос наработки критической массы идей, накопления опыта, освоения технологий и навыков. И не в последнюю - общественной поддержки", - говорит заместитель исполнительного директора Фонда "Династия" Роза Хацлевич. На конкурс поступило 84 заявки - от больших и маленьких, негосударственных и государственных, в том числе школьных, музеев.

Самым масштабным проектом можно без сомнения назвать экспозицию "Энергия пара: два шага к новому веку" филиала музея Мирового океана "Ледокол "Красин". Другой петербургский музей - Музей связи - решил наглядно представить все этапы совершенствования электрических и электронных средств связи. Здесь и пресловутый телеграфный столб, несущий провода, так что передать message, используя деревянный ключ и азбуку Морзе, не составляет труда. И модель приемника "Фестиваль" (50-е годы), которая, по сути, является интерактивной инсталляцией. Действующая модель изготовлена прозрачной, в масштабе 2:1, так, что можно рассмотреть внутреннее устройство, а ручки приемника снабжены сенсорными датчиками. За действиями экскурсанта следит компьютер, отражающий на экране физические процессы, инициатором которых становится посетитель.

А сотрудники музея "Нижегородская радиолаборатория" решили "оживить" старые экспонаты, действие которых уже невозможно продемонстрировать. Но оказалось, что можно поместить единицу хранения в мультимедийную оболочку таким образом, что все эти процессы будут смоделированы. Стоит заметить, что этот проект, на первый взгляд весьма схожий с проектом Музея связи, основан на совершенно иных принципах. Если в петербургском проекте была поставлена прямая задача - обеспечить наглядность, информативность и интерактивность, то нижегородская команда исходила из принципа реализации метафоры. Само название проекта - "Радиопары", являясь техническим термином, стало также и художественным сравнением, отталкиваясь от которого, дизайнеры и технические специалисты в увлекательной форме реализовали целостную концепцию. В стенах нового музея новосибирского Академгородка возникла экспозиция "Площадь науки. Приборы и техника научного эксперимента". Выставке  придан образ городской площади с использованием стилизованных атрибутов улиц - тротуаров, указателей, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, фонарей и некоторых характерных элементов застройки новосибирского Академгородка. Есть здесь и свой "Храм науки" - мультимедийно-информационная компьютерная установка, где демонстрируются программы научно-познавательного и справочно-биографического характера по истории науки и техники.

"Физическая кунсткамера" в Троицке - междисциплинарный музей. Интерактивная часть экспозиции стала существенным дополнением исторической. А все вместе они охватывают широчайший спектр фундаментальных дисциплин. Тут и действующая установка по синтезу искусственных алмазов, и детали искусственного спутника Земли, и космическая электронная пушка, и "играющий" терменвокс, и кресло П.Л.Капицы.

Единственный из обладателей грантов музей под открытым небом - Ботанический сад города Йошкар-Олы свою экспозицию рассчитывал на главных своих посетителей - детей. Аналогичную задачу поставили  и сотрудники Музея имени К.А.Тимирязева. Их проект "Смотри в оба" - удачный пример того, как можно добиться интерактивности, не прибегая к высоким технологиям. По сути, весь он - серия загадок, аттракционов и экспериментов. Если вы надеваете очки, искажающие взгляд на реальность, и знаете, что они моделируют оптическую систему глаза насекомых, - это уже научный эксперимент, в котором с радостью участвуют дети. Такие же научные эксперименты можно осуществить и в Красноярском "Доме физики". Каждый зал экспозиции "Бегство от удивлений" нацелен на определенное направление. В распоряжении зрителей демонстрационные модели - от скамьи Жуковского, трансформатора Тесла и электромагнитного ускорителя до орнитоптера Леонардо да Винчи и ракетного двигателя.

Оригинальность идеи московского Дарвиновского музея - в переосмыслении самого привычного экспозиционного атрибута. "Живые этикетки" - это небольшие, размером с ладонь цифровые панели. Цифровые этикетки динамичны, они показывают не только фотографии животных, но и краткие видеофрагменты. Посетитель видит животное в естественной среде, слышит его голос и звуки окружающей природы. Оказывается, нашим научным музеям есть чем удивить мир. Если, конечно, вы о них знаете.