И.Клименко. Очевидное событие в невероятной династии

"Парламентская газета", 14.02.2008

 

Сегодня, 14 февраля 2008 года, очевидный юбилей в невероятной российской династии - Сергею Петровичу Капице, самому популярному из отечественных учёных, исполняется 80 лет! Почему юбилей очевидный - объяснять не надо. А вот о невероятной семейной династии напомнить следует.

Дед Сергея Петровича - академик Алексей Николаевич Крылов был известным русским математиком и кораблестроителем, олицетворял интеллектуальную мощь Российской империи в начале минувшего века. Отец - Пётр Леонидович Капица - великий физик-экспериментатор, лауреат Нобелевской премии, член десятков национальных академий и научных обществ мира. Накануне знаменательной даты обозреватель "Парламентской газеты" встретился с юбиляром на его николиногорской даче.

- Сергей Петрович, я недавно слушал ваш доклад об информационном обвале, обрушившемся на человечество, и о том, что технологически мир оказался не готов к обработке всего массива глобальной информации...

- Действительно, это весьма актуальная проблема. Она связана с количественным расширением науки. Информация множится и специализируется, и разобраться в этом потоке очень трудно. Особенно сейчас, когда Интернет пропускает через себя и аккумулирует колоссальный объем всевозможных сообщений. У бумажных журналов всегда было две функции: первая - распространение знаний, вторая - их редакторский отбор и рецензирование. Например, "В мире науки", русскоязычная версия всемирно известного журнала Scientific American.

Он выходил в России с 1983 по 1993 год и возобновил свою работу с 2003 года под прежним названием. Сейчас налицо, и не только в нашей стране, определенный мировоззренческий кризис: старое мировоззрение во многом рухнуло, новое еще не сформировалось. Как оно будет зарождаться, какими силами? Журнал "В мире науки" стремится хотя бы отчасти заполнить образовавшийся концептуальный вакуум, способствовать созданию нового синтеза.

А Интернет - общедоступная информационная среда. В ней любой может отметиться собственным мнением. Но ценную мысль, интеллектуальную жемчужину там найти очень сложно.

- А вообще что такое наука: тайная власть или движущая сила?

- Я считаю, что наука - это сфера культуры. Впрочем, власть - это тоже сфера культуры, это программное обеспечение общества. Есть разные определения науки. При социализме действительно говорили, что это движущая сила общества. Но есть и такое выражение, что наука - это лучший способ удовлетворения собственного любопытства за государственный счет. Помните, по Марксу, религия - опиум для народа. Так вот наука - это опиум для начальства.

- В свое время, когда вашего отца Сталин оставил в Москве, он создал ему условия. Из Англии была выкуплена его лаборатория...  Можно ли здесь проводить параллели с ныне существующим образом жизни науки?

- Параллели всегда проводить полезно. Надо признать, что сегодня у нас условия созданы как раз такие, которые вытесняют лучшие умы из страны. Я был в штаб-квартире "Майкрософта" , все его окружение - это русские, получившие образование в Советском Союзе, в "Гугле" - то же самое. И таких случаев очень много. Недавно я прочитал о возмутительной ситуации, когда нашим ученым, уехавшим в свое время на Запад, наобещали с три короба, чтобы они вернулись. Они поверили и вернулись. А их элементарно надули, выяснилось, что денег нет ни на зарплату, ни на оборудование. У меня был разговор с Кудриным. Он спросил, сколько надо платить ученым?

Я сказал, столько, сколько вы платите в рублях, но только в долларах.

И доказал ему.

- Докажите и нам.

- Пожалуйста. Вот мой внук окончил Московский университет, факультет вычислительной математики. Его пригласили в аспирантуру с повышенной стипендией...  Знаете, какова она? Полторы тысячи рублей. Ниже прожиточного минимума. Его приятель одновременно окончил химфак, тоже один из лучших факультетов. И того позвали в аспирантуру, на те же полторы тысячи. Парень на пробу послал документы в американские университеты - и его тут же пригласили в один из лучших вузов США и назначили стипендию в полторы тысячи долларов. Через год ее увеличили до 2100 долларов. Вот об этом я и сказал Кудрину. Вот вам доказательство. Как в Москве прожить на полторы тысячи рублей? Это значит обрекать человека на нищенство, на недостойное существование. Ему нужно создавать семью, снять квартиру, покупать книги, чтобы чувствовать себя уверенно. Я в свое время окончил Московский авиационный институт, меня распределили в ЦАГИ. Я получал 130 рублей в месяц, но тогда "Москвич" стоил 900 рублей. Мы служили, как говорится, и делу, и Родине. Тогда я мог содержать семью, все происходило, как у людей.

- Сергей Петрович, в последние годы вас серьезно увлекла демография. Демографический кризис - он только в России?

- Нет, кризис этот не российское, это вселенское явление. Россия по своей географии, истории, экономике и структуре - это уменьшенная модель мира, и потому наши проблемы - это проблемы, которые стоят в мире в целом. Возьмите экономику, демографию Франции, Англии, Германии, объединенную Европу - там те же проблемы. Скажем, то же падение рождаемости. Оно наблюдается во всех развитых странах. Даже в Испании. Казалось бы, блаженная страна, чудный климат...  В той же Италии, несмотря на Папу Римского, - то же самое. Это очень глубокие процессы, однозначно их объяснять нельзя. Это цивилизационный переход, который надо рассматривать как совокупность крупных явлений. Грубо говоря, можно делить мир на две половины - развивающиеся и развитые страны. Развитые страны - это один миллиард, развивающиеся - 5 миллиардов. У них пока рост, а в развитых странах за последние 30-40 лет нет роста населения, нет воспроизводства.

В свое время, в 1972 году, в докладе Римского клуба о пределах роста утверждалось, что серебро на земле закончится через 12 лет. Но прошло 12 лет - серебро не кончилось, а прошло 20 лет - изобрели бессеребряные фототехнологии, и серебро уже не требуется в таких количествах. Сейчас много разговоров о грядущем дефиците воды...  Но вода - это неиссякаемый ресурс...

- То есть вы хотите сказать, что кто-то осознанно вбрасывает время от времени подобные страшилки в общественное сознание...

- С моей точки зрения, это именно страшилки, они кому-то выгодны.

- И глобальное потепление - это тоже страшилка?

- Тоже страшилка. Бывают периоды потепления, бывают периоды похолодания. Это все исследовано. Мы сейчас проходим через критический период - достаточно быстрый температурный подъем, а потом будет медленное, на сто тысяч лет, падение. Помните, была страшилка 2000 года? Мол, рухнут все компьютеры. В Америке была истерика! Вы не представляете, что там творилось! Причем на самом высоком уровне. А я вспоминаю такой случай. В 1999 году я участвовал в работе Всемирной конференции по Интернету в Америке, в самом центре их знаменитой Силиконовой долины. Перед нами выступали президенты ведущих фирм, ведущие специалисты. После одного из выступлений я выхожу последним из лекционного зала. Передо мной идет докладчик. Я беру его за локоток и спрашиваю прямо, рухнут ли компьютеры в ночь на 2000 год. И он мне честно отвечает: ерунда все это! Но тем не менее под "катастрофу" выбили огромные деньги, обновили компьютерный парк...

- Сергей Петрович, мне известно ваше нетрадиционное отношение к интеллектуальной собственности...

- Я считаю, что проблема интеллектуальной собственности в том виде, в каком она сегодня навязывается миру, - это тормоз в развитии человечества, это способ порабощения. Потому что развитие человечества основано на знании, это то, чем мы отличаемся от собак, обезьян и всех прочих тварей. Мы передаем следующему поколению всю накопленную человечеством информацию через культуру и образование. Такая передача характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, такая передача необратима. И во-вторых, она обладает способностью размножаться. Вся система образования - это глобальная система передачи размноженных знаний следующим поколениям. Поэтому рыночные законы к данной сфере человеческой деятельности неприменимы, не должны быть применимы. Их применение - это насилие над самой природой.

- То есть тот, кто заложил эту идеологию, кто ее провел и утверждает, преследует свои корыстные цели?

- Именно так. И эти корыстные цели в глубоком смысле являются антиобщественными. Я как-то участвовал в заседании Римского клуба, где обсуждали как раз проблемы интеллектуальной собственности. Я говорил, что знание есть то, что определяет развитие общества, и всякий контроль над ним противоречит глубоким мотивам развития общества.

Например, в крупнейшем учебном заведении Америки, Массачусетском технологическом институте, с годовым бюджетом около двух миллиардов долларов просто волевым решением всю продукцию института, все программы, все учебные пособия, все, что они производят, распространяют бесплатно. Такое вот принципиальное решение. Да, это вызов лавочке Билла Гейтса, но это позиция самых просвещенных и крупных ученых.

 

*   *   *

 

СПРАВКА "ПГ"

Сергей Петрович Капица официально включён в число интеллектуальной элиты планеты наряду с такими видными мировыми деятелями, как Рихард фон Вайцзеккер (Германия), Сун Цзянь (Китай), Жак Делор (Франция) и другими. Он является доктором физико-математических наук, профессором, почетным вице-президентом РАЕН; академиком Всемирной академии наук и искусств. Европейской академии наук.

Сергей Петрович - бессменный ведущий популярнейшей научно-познавательной телепрограммы "Очевидное - невероятное" , главный редактор научно-информационного журнала "В мире науки"; научный руководитель Российского нового университета; президент Никитского клуба; заместитель председателя Российского Пагуошского комитета. С 1965 года преподает в Московском физико-техническом институте, профессор, заведующий кафедрой. С. П. Капица награжден орденом Почета и орденом Святого Станислава. Он - лауреат Государственной премии СССР, премии Калинги (ЮНЕСКО), премии Президиума РАН за вклад в популяризацию науки.