С.Деменко. Крыло Сидорина

"Российская газета", 27.02.2008

 

Только что исполнилось 120 лет со дня рождения Ивана Ивановича Сидорина, создателя российского авиационного материаловедения.

Хорошо известно, что поворотным моментом в истории нашей ядерной бомбы стало знаменитое письмо физика Флерова к Сталину. Так один человек может сыграть важную роль в ходе истории. Но мало кто слышал про Ивана Сидорина. А ведь во многом благодаря ему Россия стала одним из лидеров мировой авиации. В 1918 году в России стоял вопрос, из какого материала строить самолеты: из дерева, как во всем мире, или из металла, как уже начала делать немецкая фирма "Юнкере". Советское правительство дало "добро" этой фирме на открытие в Москве концессии по выпуску металлических самолетов. А молодой инженер Сидорин возглавил комиссию по проверке этой деятельности. И тут выяснилось, что немцы отвели России роль "отверточного придатка". Фирма завозила в страну полуфабрикаты, которые оставалось лишь собрать.

Сидорин заявил, что так мы свою авиацию никогда не создадим, и предложил закрыть концессию. В Главном управлении ВВС с ним согласились. В 1921 году он - единственный в стране специалист по авиационному материаловедению - подал в Управление военной промышленности докладную записку с предложением создать русскую алюминиевую промышленность. И уже через год первый крылатый металл - "кольчугоалюминий" - был получен под руководством Сидорина на заводе в городе Кольчугино. А металлический первенец советской авиации поднялся в воздух 26 мая 1924 года.

Переход к серийному выпуску самолетов из металла был трудным. В небе царили деревянные гиганты "Илья Муромец", "Витязи", по которым можно было ходить, как по палубе корабля. Но Андрей Туполев и Иван Сидорин сумели убедить правительство, что будущее за металлом.

Сидорин был основателем и научным руководителем Всесоюзного института авиационных материалов. Здесь он начал создавать для самолетов сверхпрочную сталь "хромсиль", которая опередила зарубежную авиацию на 15 лет.

В 1938 году Сидорин вместе с Туполевым был арестован. Лишь в 1942 году, когда встал вопрос о создании отечественного бомбардировщика, по распоряжению Сталина ведущего металловеда страны освободили и назначили главным металлургом 45-го завода.

Иван Сидорин написал первый в мире учебник "Материаловедение", ставший настольной книгой специалистов всех стран.