Академик Александр СПИРИН,

лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ:

Я против бессменности руководства Российской академии наук

"Новая газета", 29.05-01.06.08 (приложение "Кентавр")

 

Считаю своим долгом опубликовать это письмо в открытой прессе, так как оно затрагивает не только наши внутриакадемические проблемы, но и прямо касается общественно-политической роли РАН в нашей стране. Речь идет о проблеме сменности руководства РАН. Весь исторический опыт, как отечественный, так и международный, учит, что бессменность руководства в стране или в крупной общественной организации, например, такой, как Академия наук - это прямой путь к их стагнации, к застою и деградации. Именно поэтому всюду в цивилизованных странах для выборных руководителей государства и для президентов таких организаций, как Академии наук, устанавливаются предельные сроки их пребывания на этом посту; как правило, это два выборных срока (8-14 лет). После первого послереволюционного президента Российской Академии наук (с 1925 года - АН СССР) - А. П. Карпинского, стоявшего во главе академии 19 лет (1917-1936) - этот принцип, хотя и не был никогда уставным, более или менее соблюдался всеми последующими президентами АН СССР и РАН (В. Л. Комаров - 1936-1945; С. И. Вавилов - 1945-1951; А. Н. Несмеянов - 1951-1961; М. В. Келдыш - 1961-1975; А. П. Александров - 1975-1986; Г. И. Марчук - 1986-1991).

Нынешний президент РАН находится у руля нашей Академии наук с 1991 года, т. е. уже 17 лет, и претендует на избрание на четвертый срок, т. е. до 2013 года, что составит 22 года непрерывного пребывания на этом руководящем посту Таким образом, в случае избрания Ю. С. Осипова на четвертый срок фактически устанавливается прецедент бессменности президента РАН. Я считаю, что это абсолютно противоречит не только демократическим традициям нашей академии, изо всех сил державшимся даже в советское время, но и всему общественно-политическому порядку нашей страны. (Показательно, что президент России, несмотря на многочисленные просьбы общественности, категорически отказался от своего третьего срока.) Это противоречит также всем современным международным правилам и тенденциям.

Попытка перевыборов президента РАН на четвертый срок делается в условиях, когда Академия наук и ее руководство находятся отнюдь не на вершине своей славы и общественного влияния. К сожалению, именно за последние годы авторитет нашей академии, ее президиума и ее президента среди широкой научной общественности сильно упал и продолжает падать, о чем свидетельствуют как высказывания в средствах массовой информации, так и начавшиеся предвыборные обсуждения кандидатуры президента РАН. Даже при голосовании на заседании Президиума РАН 13 мая 2008 года, где ожидалась полная лояльность членов президиума нынешнему президенту (ведь последние выборы членов президиума в 2001 году были не свободными, а происходили по номинации избранного президента!), треть членов президиума однозначно высказались против переизбрания Ю. С. Осипова на четвертый срок. И даже если использование "административного ресурса" позволит Ю. С. Осипову выиграть выборы, это будет пиррова победа. Она не снимет с руководства моральной ответственности за изменения правил в личных интересах, не восстановит доверие членов РАН к своему руководству и усугубит тот дефицит массовой поддержки РАН со стороны научной общественности, который уже наблюдается. РАН окажется под угрозой разрушения.

Я хотел бы также добавить, что перевыборы нынешнего президента на четвертый срок и в возрасте после 70 лет противоречат призывам, исходящим и из президиума, и от самого президента, о необходимости омоложения руководства РАН и смены кадров. Отмена возрастного предела для административных должностей (президента, вице-президентов и директоров институтов) в РАН и бессменность руководства, т. е. фактически шаг к старению руководства и к стагнации, превращает все такие призывы в пустой звук. Сами эти беспрецедентные шаги нашего руководства нигде не встретят понимания и дискредитируют нашу академию, особенно в свете всех мировых тенденций к омоложению управления научными и образовательными учреждениями. Это обернется серьезной утратой общественной поддержки нашей академии, а также ее международной поддержки. В сложившихся условиях РАН станет весьма уязвимым объектом для атаки на нее самых различных сил.

Особую опасность таит реакция со стороны недоброжелателей нашей академии. Не секрет, что определенные круги вне академии и в административных структурах нашего государства готовы воспользоваться нашими ошибками, чтобы "преобразовать" Академию наук в малозначимый клуб ученых или иную послушную организацию с назначаемым президентом и полным подчинением чиновникам. Пересмотр возрастного ограничения под личные интересы нынешнего президента РАН и некоторых нынешних членов президиума, и тем более выборы президента РАН на четвертый срок, вопреки примеру, показанному нам президентом страны, будет не чем иным, как идеальной провокацией, чтобы начать атаку на РАН и ликвидировать ее в качестве независимой и сильной организации.

А. С. СПИРИН, действительный член АН СССР и РАН с 1970 г. , бывший член президиума АН СССР и РАН (1988-2001), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ

 

*   *   *

 

P. S. Редакция "Кентавра" готова напечатать и иные конструктивные точки зрения