Борьба с генетикой напоминает борьбу с религией в СССР

"РБК daily", 07.07.2008

 

Интервью с легендарным биологом Джеймсом Уотсоном

 

На днях в Москве побывал один из самых известных ученых мира, первооткрыватель принципа передачи наследственной информации, лауреат Нобелевской премии Джеймс Уотсон. Американский генетик прочитал в российской столице публичную лекцию "ДНК и мозг: в поисках генов психических заболеваний". Как ни странно, жизнь увенчанного лаврами 80-летнего ученого на склоне лет лишена спокойствия - в прошлом году общественность США, сочтя ряд высказываний Уотсона неполиткорректными, устроила ему настоящую обструкцию: от него потребовали публичных извинений и даже уволили из лаборатории, где он работал. О том, чем вызвана новая волна борьбы с генетикой, теперь уже не в СССР, а на Западе, о том, должна ли мораль делать поправку на биологию, и о генетической природе счастья Джеймс Уотсон рассказал корреспонденту РБК daily Илье Носыреву. Гениальный ученый оказался удивительно ироничным человеком: рассуждая о генетике, он сыпал притчами и примерами из российской истории.

- Насколько далеко продвинулись биологи на пути расшифровки человеческого генома?

- В общих чертах геном был прочтен еще в 2003 году. Теперь ученые работают над сканированием генома отдельных людей; первые два человека, чья ДНК была расшифрована, это я и Крейг Вентер (американский генетик, основатель передового исследовательского центра. - РБК daily). Причем ДНК Вентера считывали по старой технологии, которая стоила 100 млн. долл. , а мою - по более новой, разработанной в Нью-Йоркском университете, она стоила около 1, 5 млн. Сейчас есть еще более новая, которая обходится всего в 100 тыс. долл. Прогресс в этой области, как видите, идет чрезвычайно быстро. Если еще недавно это была цена Bentley, то, наверное, скоро станет ценой какой-нибудь российской машины.

- Какие цели преследуют ученые, работающие над расшифровкой генома?

- Ученые из Хьюстона, которые сканировали мой геном, теперь хотят прочесть геном моей жены и двоих детей, чтобы посмотреть, как часто в ДНК детей возникают мутации, которых нет у родителей. Я думаю, что в среднем у человека можно обнаружить около 500 таких участков, но большая часть из них не имеет никакого значения. Может быть, лишь у 5% людей есть новые мутации, которые серьезно влияют на их жизнь. Например, у 1% людей есть гены, вызывающие шизофрению, и еще примерно 1% наделен высокими способностями к наукам, искусствам и т. д. Вполне вероятно, что эти качества вызваны мутациями в генах, о которых мы пока мало что знаем. Конечно, нельзя отрицать и влияния среды - на ребенка сильно влияют те приоритеты и то воспитание, которые дают ему родители. Но когда человек становится взрослым, влияние родителей ослабевает, и гораздо ярче проявляются врожденные наклонности. Однако чтобы установить, действительно ли талант обусловлен генами, мы должны изучить не менее тысячи индивидуальных геномов. Это позволит также установить, насколько врожденными являются нелогичные мотивации некоторых людей, и даже понять, что такое счастье. Вот смотрите: ребенок из бедной семьи, которому нечего есть, может быть при этом счастливым. Если вы прочтете геном тысячи таких детей, вы, может быть, обнаружите, что счастье - это генетический механизм, а не ощущение, основанное на логическом восприятии внешних событий. Почему, например, может испытывать радость и гордость болельщик футбольной команды, которая только что проиграла?

- Вы затронули один из самых важных вопросов современной науки - вопрос о соотношении в человеке наследственных черт и влияния культуры, воспитания. Что вы думаете по этому поводу?

- Это закрытая тема, которой заниматься не позволено из политкорректных соображений. Не только шизофрения, но и интеллектуальность определяется генами - ведь мозг гения также работает нетривиальным образом. Вопрос не в том, существуют ли генетические различия между людьми, вопрос в том, насколько эти различия значимы. Когда я получил Нобелевскую премию в 1962 году, меня спрашивали, можем ли мы использовать ДНК, чтобы сделать людей умнее, и я отвечал: "Можем. Например, если умные мужчины будут жениться исключительно на умных женщинах". Однако сам я не пошел по этому пути - мне нужна была интересная женщина, с которой можно поговорить, а не абстрактные гены! У талантливых математиков высокий IQ, но женитесь ли вы из-за этого на женщине-математике? Большинство развитых обществ имеют спецшколы, чтобы обучать наиболее одаренных, будь то математик или музыкант, при помощи более сложных заданий. Имеет место эволюционный отбор талантов. Однако подчеркну: мы знаем, что различия между людьми есть, но мы не всегда знаем, чем они обусловлены. Например, некоторые дети предпочитают играм со сверстниками чтение книг. Иногда это потому, что у них высокий IQ и им просто скучно общаться с одноклассниками. Но иногда все наоборот: у них нет никакого высокого IQ, а просто проблемы с общением - вот почему они и начинают читать книги. Сейчас мы начинаем крупное исследование по аутизму: среди аутистов огромное количество людей с феноменальными способностями, и мы хотим понять, отчего же при всем этом они совершенно неспособны общаться с окружающим миром? Сейчас в науке наступает важный и интересный период с точки зрения понимания человека. В центре внимания биологии на ближайшие несколько сотен лет впервые окажется человек. Последние 100 лет наука занималась бактериями, болезнями и общими законами биологии. И до сих пор ученые занимаются в основном экспериментами на мышах, а не пониманием природы человека. Но разве нам есть дело до того, счастливы мыши или нет? Нам есть дело, счастлив ли человек. И сейчас мы нуждаемся в новой науке о человеке, которая родится на стыке биологии и психологии.

- С необходимостью реформы подходов сталкивается не только биология, но и многие гуманитарные науки, например, история. Ведь многие исторические процессы невозможно объяснить лишь политическими, экономическими и культурными причинами.

- Совершенно верно: просто российская историческая наука базировалась на марксизме, сторонники которого полагали, что изменить природу человека можно экономическими средствами - например, сгоняя людей в колхозы. Что касается биологии, то она напрямую воздействует на политику. Простой пример: на курс, которого придерживается политический вождь, влияет такой чисто биологический параметр, как возраст. Молодые люди более свободны и менее скованны в принятии решений. России повезло, что у вас молодой президент - ведь он подберет молодую команду реформаторов. Ваша страна слишком долго управлялась стариками - недаром одним из символов советского вырождения стал "геронтологический центр", состоящий из престарелых генсеков. Я уверен, что и в США президентом станет Обама - люди хотят молодого президента, а Маккейн, несмотря на его сильные стороны, стар. Молодежь необходимо допускать к власти, иначе в правительстве возобладают консервативные тенденции. Посмотрите на Китай: одна из причин того, что эта страна сейчас динамично развивается, связана с тем, что большинству китайских госчиновников до 50 лет. Одна из важнейших политических проблем современности - это вопрос, как организовать общество, чтобы там доминировали молодые. Молодые люди создают новые законы, новые институты власти.

Успешные государства - это те государства, где успешны индивидуумы. Как этого добиться? С одной стороны, государство не должно быть жестоким по отношению к людям. С другой стороны, оно не должно и чрезмерно потворствовать их порокам. В наши дни в США и большой части Европы, в частности в Голландии, множество людей предпочитают не работать, а сидеть на пособии. Кое-кто может сказать, что это происходит из-за генетического вырождения. Однако если причина - плохие гены, то государство должно помочь этим людям. Возможно, в помощи нуждаются всего 5% населения. Но что делать, если большинство людей в стране не могут позаботиться о себе? Вот почему нам нужна новая социальная наука, построенная на биологии, а не на экономике, чтобы понять причины столь странного поведения.

- Иными словами, развитию генетики сейчас препятствуют идеологические установки?

- Люди не любят перемены. А наши исследования неизбежно ведут к переменам. Люди боятся, что в обществе возникнет новый вид дискриминации - по генетическим характеристикам. Но я лично думаю, что у нас дискриминации все равно не станет больше, чем уже есть сейчас. Например, растет пропасть между бедными и богатыми - конечно, и тут можно сказать, что состоятельные люди стремительно богатеют из-за математических способностей, которые позволяют им лучше считать деньги, но ведь знание должно приносить пользу множеству людей, а не только их части. Мне часто говорят; "Ваша наука уничтожит американское общество! ". Но как вы можете построить справедливое общество, если игнорируете генетически обусловленные различия между людьми? Все доктрины, построенные на уравниловке людей, потерпели крах. Так случилось с коммунизмом, так происходит с религией. Христианство благословляет слабых людей, но слабые люди, образно выражаясь, не смогли бы построить Санкт-Петербург. Нам нужно развивать этику, основывая ее на более точном понимании, что такое человеческое существо. А то моральные представления остались примерно на том уровне, который был 2000 лет назад, когда познания о человеке были близки к нулю. Если раньше человек сходил с ума, то о нем говорили: "Смотрите, в него вселился бес, его нужно убить". И человек умирал из-за вымышленного дьявола. Теперь мы знаем, что это не дьявол, а генетические отклонения. Сейчас все чаще звучит вопрос: как бороться с ростом насилия в обществе? Маниакальная жестокость чаще всего обусловлена психопатией, а ведь психопатия означает некоторые генетически обусловленные ненормальные особенности строения мозга. Есть статистика, согласно которой каждый тридцатый американец страдает психопатией в той или иной форме. Что нам делать со всеми этими людьми? Какой-нибудь жестокий тиран попросту их уничтожил бы, чтобы избавиться от дурных генов, но ведь так нельзя. То, что мы должны сделать, - это выработать иные этические подходы, которые учитывают генетические особенности преступников. Образно выражаясь, мы должны изгнать дьявола из человеческой жизни и заменить его плохими генами.

- Это чрезвычайно благородная задача.

- Мы, люди, станем лучше не тогда, когда у нас станут более хорошие гены, а когда появится знание о нашей природе, а значит, больше терпимости и понимания, почему люди отличаются по характеру, менталитету, мировоззрению. Почему мать любит своего ребенка? Почему русские, сражаясь с немцами, жертвовали своей жизнью, чтобы освободить совершенно чужих им людей? Если мы поймем движущие факторы, которыми руководствуются люди, мир станет мудрее и добрее. Вот почему генетик должен - подчеркну, именно должен - говорить об этике. Но пока что борьба с генетикой напоминает ту борьбу с религией, которая велась в Советском Союзе. Но религия выжила, заняв свое место в человеческой жизни, и точно так же займет свое законное место генетика.