Ю.Медведев. Он рассчитал катастрофу

"Российская газета", 12.03.2009

 

Известный математик, еще год назад предсказав кризис, заранее продал квартиру и дачу

 

Академик Маслов - один из блестящих российских математиков, он решил немало сложнейших государственных задач, в частности рассчитал покрытие чернобыльского саркофага. Он также с математической точностью предсказал дефолт 1998 года, а ранее - развал СССР. Лауреат Ленинской, Государственных, Демидовской премий академик Виктор Маслов рассказал корреспонденту "РГ", почему нынешний кризис стал неожиданностью для экономистов всего мира и как ему удалось около года назад его предсказать.

 

Российская газета. Сейчас многие недоумевают, как же экономисты, в том числе нобелевские лауреаты, прозевали разразившийся кризис. В чем причина такого прокола?

 

Виктор Маслов. Чтобы было ясно, сошлюсь на физику. Когда в начале прошлого века эксперименты не укладывались в классическую механику, стало ясно, что нужна новая физика - квантовая. Сегодня аналогичная ситуация в экономике. Она "стояла" на теории вероятности, но сейчас по множеству причин ее законы недостаточны. Нужны новые теории.

Мне удалось показать, что те явления, которые сегодня происходят в экономике, имеют немало общего с некоторыми процессами в физике. Если говорить совсем просто, то речь идет о так называемых фазовых переходах, когда ситуация ухудшается не плавно, а внезапно, лавинообразно переходит из одного состояния в другое. Нынешний кризис - типичный тому пример. Такие процессы хорошо известны в физике и описаны формулами. И похожие формулы можно применить и в экономике. Например, можно точно предсказать, разразится кризис или нет, и даже назвать его "дату".

 

РГ. То есть лично вас кризис не застал врасплох?

 

Маслов. Именно так. Еще летом я продал дачу и квартиру, а деньги перевел детям за границу. Мои расчеты показали, что Америка давно проскочила некий порог, или критическое число, за которым обязательно, как лавина, разразится кризис. Тот самый неуправляемый фазовый переход. Понимая, что мои дети окажутся в сложнейшем положении, я дал им несколько советов, как лучше распорядиться этими деньгами, чтобы упредить ситуацию.

 

РГ. О каких критических числах вы говорите?

 

Маслов. Поясню на знаменитом трюке Коровьева-Фагота - помните булгаковского героя, который разбрасывал в варьете червонцы? Понятно, что кому-то досталось больше купюр, кому-то меньше, а кто-то вообще остался ни с чем. Вопрос: если купюр миллион, то сколько должно быть зрителей, чтобы ни один не остался без банкноты? Вроде очень неопределенная задача, не имеющая однозначного решения. И тем не менее ответ есть: примерно квадратный корень из миллиона, то есть тысяча зрителей. Это и есть критическое число в данной ситуации. Если меньше, то купюры с очень высокой вероятностью будут у всех. А вот если зрителей, скажем, десять тысяч, то девять тысяч останутся без денег. Такой ответ получен с помощью уравнений математической физики.

Точно так же я рассчитал критическое число для долгов США. Оказалось, что их экономика давно перешагнула этот конкретный рубеж, а значит, является банкротом и опять же лавинообразно рухнет в долговую яму. Что и произошло. Аналогично можно рассчитать критическое число, скажем, для денег, находящихся в обороте страны. Если скорость их движения меньше этого числа, то грядет инфляция, если выше - ситуация стабильная.

 

РГ. Но любой экономист знает, что инфляция зависит от скорости оборота денег...

 

Маслов. Верно. Но я даю не общую схему, а конкретное число. В этом все дело.

 

РГ. Это знание может сегодня помочь выйти из кризиса? Что вы бы посоветовали Обаме?

 

Маслов. Не надо спасать тех, кто во всем виноват, и прежде всего банки с Уолл-стрита. Их долги давно зашкалили за критические числа. Помощь требуется сравнительно небольшим банкам из глубинки, которые в основном обслуживают людей. Кроме того, надо вводить государственное регулирование банковской сферы, чтобы не стихийно, а с помощью жестких рычагов вывести страну из долговой ямы. Как это сделать конкретно? Ответ можно получить, рассчитав критические числа для разных видов долгов.

 

РГ. А что делать для выхода из кризиса России?

 

Маслов. У меня нет ответа, так как наша экономика закрыта и слишком велика доля теневой экономики. Поэтому невозможно рассчитать критические числа и получить объективную картину.