Екатерина Сафарова, Сергей Рыжкин
26.10.05 Коммерсантъ (Москва)
General Motors наймет
российских ученых
Вчера концерн General Motors (GM) объявил об открытии в Москве
научно-технического центра, который будет заключать контракты с российскими
университетами и НИИ на разработки в рамках проектов GM. Ранее
исследовательской площадкой в России располагал лишь один глобальный
производитель - Boeing, а мировые автомобильные
компании до сих пор занимались лишь импортом готовых технологий. Российский бэк-офис станет восьмым научно-техническим центром GM в
мире. Аналогичные структуры действуют в Австралии, Канаде, Китае, Индии,
Израиле, Корее и Швеции. Они входят в глобальную исследовательскую сеть GM,
которая объединяет собственные инжиниринговые центры компании, десять базовых научных
институтов, лаборатории стратегических партнеров и совместные с поставщиками
исследовательские центры. Как пояснил Алан Тауб,
исполнительный директор группы научно-исследовательских лабораторий GM, решение
об открытии центра принимается после того, как в той или иной стране появляется
несколько реализованных проектов, заказанных GM. С 2002 года в России завершено
уже шесть таких проектов, четыре находятся в работе, еще шесть - в стадии заключения
контрактов. Одна из реализованных разработок российских ученых - пластическое
формование алюминиевых крышек багажника, которое позволяет делать их в один
прием, избегая нескольких этапов штамповки. Технология внедрена в прошлом году,
выпущено уже более 1,1 млн
деталей. Большая часть действующих контрактов - с МГУ, который, в частности,
занимается разработками в области хранения водородного топлива (одна из проблем
при внедрении водородных двигателей). Вчера директор научного офиса GM Алексей Ушаков
рассказал представителям других вузов и НИИ об условиях сотрудничества с
концерном. По его словам, GM интересуют разработки в области легкосплавных материалов и их обработки, хранения водорода,
топливных батарей, гибридных силовых установок, различных источников энергии.
Общую сумму контрактов, уже заключенных с российскими вузами, Алан Тауб назвать отказался, заявив лишь, что оно выгодно для
обеих сторон. По его словам, GM обеспечивает ученых финансированием и
необходимым оборудованием. Как решается проблема авторских прав на
исследования, он также не пояснил. "Разработчик получает определенную
часть прибыли от дальнейшего использования технологий", - заявил он. В
"Северсталь-авто" (управляет УАЗом и
Заволжским моторным заводом) считают проблему защиты интеллектуальной
собственности наиболее актуальной в этом сотрудничестве. "GM делает
правильно, находя и используя разработки наших ученых, - заявили в компании. -
Однако вклад российской науки в мировой автопром
должен быть юридически защищен". Конструкторский центр Boeing
работает на аналогичных условиях - внештатное сотрудничество на контрактной
основе. Как сообщил менеджер по связям с прессой Boeing
в России Виктор Аношкин, около 30% конструкторских
работ по модернизированной версии самолета Boeing
777-200LR сделано в Москве силами инженеров ГКЦ имени Хруничева, ОКБ имени
Сухого и Ильюшина, компаний "Прогресстех" и
НИК. В Boeing не скрывают, что бизнес-план нового
проекта Boeing 787 Dreamliner
"сложился благодаря тому, что к участию в нем привлекли "малобюджетных"
российских инженеров".