"Ведомости",
02.11.2006
"Мозг и
степень"
Российские власти по-прежнему пытаются поднять престиж и
качество отечественной науки с помощью прибавок к жалованью всем ученым.
Возможно, многих преподавателей вузов эта мера удержит от ухода, например, в
бизнес. Но при чем здесь качество науки?
Вчера вступил в действие закон, повышающий надбавки к
должностным окладам кандидатов и докторов наук, работающих в вузах. "На
тех, кто создает интеллектуальный потенциал страны, нельзя экономить", -
заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, лидер фракции "Единая Россия",
автор законопроекта. Надбавки кандидатам увеличились с 900 до 3000 руб., а
докторам наук - с 1500 до 7000 руб. Должность тоже играет роль: доцент будет получать
40%-ную надбавку, профессор - 60%-ную.
В российских вузах работает 158 000 кандидатов и 37 500
докторов наук. На прибавку в бюджете до конца года предусмотрено 1,5 млрд. руб.
Вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин
заметил, что такая поддержка научной элиты повысит социальный статус ученого и
преподавателя, будет способствовать притоку молодых талантов в науку.
Слышать это странно. В России очень мало вузовских
преподавателей, занимающихся наукой. Действительная научная элита находится в
основном за границей. А внутри страны развиваются разработанные в советское
время методы получения ученых степеней, не имеющие с научной работой ничего
общего. Средняя зарплата в отрасли "образование", по последним данным
Росстата, составляет 6152 руб., а в отрасли
"научные исследования и разработки" - 13 596 руб. Зарплата преподавателей
вузов ближе к первой цифре. С другой стороны, как и доктор наук
Сергей Богданчиков, возглавивший кафедру энергобезопасности
в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО, многие
ученые совмещают работу в вузе с работой в бизнесе либо активно участвуют в
мировой академической жизни, получая гранты и выезжая на конференции. Суммы в
3000 и 7000 руб. не создадут преподавательской деятельности конкурентного
преимущества перед ТЭКом, госуправлением или работой
в мировых научных центрах.
Главный же порок таких методов поощрений - их массовый
характер. В ситуации значительного инновационного отставания от развитых и
некоторых развивающихся стран невозможно поднять науку, размазывая деньги
тонким слоем по всем формально научным институциям и физическим лицам с
дипломами. Согласно данным недавнего доклада Всемирного банка и Высшей школы
экономики "Конкурентоспособность предприятий и оценка инвестклимата
в России", траты на НИОКР у нас составляют 1,2% ВВП - больше, чем в
Бразилии (0,93% ВВП) и Индии (0,78%). При этом доля инновационной продукции
российских компаний - всего 2,6% (в других странах BRIC - больше 3%).
Первые правильные шаги делаются: создан инновационный фонд
"Российская венчурная компания", реформируется Академия наук, в нацпроекте "Образование" предусмотрено поощрение
"инновационных" вузов и школ, отбираемых на конкурсах. Однако, видимо, приоритеты до конца не сформированы. Повышение
зарплат всем - это мера социальная и к развитию науки отношения не имеет.