10 марта 2006
Интернет-сайт
RBC-daily
Наука
останется без инвесторов
Предложенная чиновниками стратегия развития науки и инноваций не устраивает потенциальных инвесторов, поскольку совсем не учитывает их интересы На днях была рассмотрена стратегия развития науки и инноваций до 2015 г., разработанная Министерством образования и науки РФ. В документе речь идет о поддержке ключевых направлений науки, в том числе в сфере нанотехнологий, а также о наиболее прибыльном инновационном развитии отрасли. Последняя редакция документа, по заверениям чиновников, была согласована с соответствующими министерствами и РАН. Предполагается, что в будущем использование заложенных в стратегии механизмов позволит существенно увеличить долю инновационной продукции (до 15–18%). Однако заинтересованные стороны, в частности инвесторы, в этом сомневаются: дело в том, что в стратегии не учтены их интересы и это может стать камнем преткновения для финансирования проектов частным бизнесом.
По данным на конец 2005 г., в госсектор науки входят 2760 организаций, в том числе 850 организаций Академии наук, 58 государственных научных центров, 48 федеральных научно-производственных центров, один федеральный центр науки и высоких технологий, 600 научных вузов и более тысячи научных организаций министерств и ведомств. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает первое место в мире. На финансирование этого сегмента направляется 60% суммарных профильных расходов государства. В прошлом году оно составило 56 млрд руб., треть из них получила Российская Академия Наук. В 2006 г. общее финансирование научной сферы должно составить 71,7 млрд руб. При этом вопрос финансирования науки – один из самых проблемных. В течение нескольких лет не стихают споры вокруг реформирования этой сферы. С момента, когда Министерство образования и науки заявило о планах по «оздоровлению и омоложению» отрасли, конфронтация между учеными и чиновниками не прекращается, затихая лишь на время. Новый документ, который описывает перспективы инновационной сферы – своего рода продолжение идеи ведомства передать эту отрасль в ведение автономных учреждений, которые должны получать финансирование по итогам открытых конкурсов или за счет бизнеса.
Интерес частных компаний к инновационной сфере очевиден: по подсчетам Министерства образования и науки, объем финансирования этого рынка в течение четырых лет может вырасти до 700 млрд руб. Предлагаемая стратегия предусматривает работу в двух ключах: во-первых, развитие перспективных отраслей науки, в том числе нанотехнологий (объем этого рынка в мире к 2010 г. должен увеличиться до 700 млрд долл.), а во-вторых, создание механизмов инновационного развития экономики и их долевое финансирование. Общий объем финансирования этой сферы должен составить не менее 1 млрд руб. в год. Перспективы при этом рисуются также весьма радужные. Например, к 2011 г. ожидается увеличение инновационных разработок на 15%.
Однако остается открытым вопрос, как быстро бизнес начнет принимать участие в предлагаемых проектах. По мнению экспертов, стратегия развития инноваций и науки предусматривает многое, кроме, пожалуй, главного – интересов самих инвесторов. «В стратегии основное внимание обращено на изобретателя и ему пытаются создать комфортные условия для работы, – прокомментировал президент холдинга «Оптима Инвест» Александр Ермошкин. – А об инвесторах, напротив, сказано мало, то есть предусмотрен односторонний инновационный процесс. При этом почему-то считается, что инвестор только и ждет случая, чтобы вложить свои деньги в какое-то изобретение, не имея никакой юридической защиты». По мнению г-на Ермошкина, инвестору необходимо не просто выступать «кошельком» для разработок, но и действовать в рамках четко определенной схемы взаимоотношений с их инициаторами. В частности речь идет о раскрытии данных по выбору инвестора, о юридической защите изобретений, в том числе патентной, о доступе к отчетам по исполнению НИОКР, а также о взаимных обязательствах в части неразглашения хода работ.
Сходного мнения придерживаются и другие собеседники RBC daily. «Да, можно утверждать, что у государства возникло понимание того, что наука может быть полезна, а инновационные процессы могут вести к большей эффективности в экономике, – считает ведущий менеджер Фонда «Наука и будущее» Сергей Черкасов. – Но сами механизмы, предложенные ведомством, сильно "буксуют"». В качестве примера г-н Черкасов привел Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который сформировал экспертную базу по инновационным вопросам, в то время как у ведомств аналогичные структуры, как правило, ограничены только представителями науки. «Это действительно создает проблему, – считает г-н Черкасов, – поскольку государство не сможет обеспечить эффективный трансфер технологий».
В этой
ситуации инвесторы склонны говорить о замедлении финансирования научных
разработок. «Представьте себе, что число инвесторов, как на некоторых других
рынках, сократится, а стоимость конечного продукта подорожает,
– рассуждает Александр Ермошкин. – Та же картина
может повториться и на инновационном рынке, если не будут приняты меры по
защите прав инвесторов. Конечно же, они в основном откажутся от планов вложения
средств в исследования». Впрочем, об окончательном отказе от сотрудничества с
инновационной сферой речь не идет – слишком высоки дивиденды, скорее, об
изменении характера и темпов финансирования. «Просто процесс пойдет не как
следствие разработанной стратегии, а скорее, вопреки ей,
– считает Сергей Черкасов. – Очевидно, что отсутствие в подготовке документа
представителей бизнеса негативно скажется на внедрении стратегии».
Комментарий: В статье приводятся умопомрачительные цифры о количестве научных организаций (по-видимому, авторы сложили научные и учебные институты) и о том, что Россия якобы стоит на первом месте по числу ученых. На самом деле количество институтов и научных сотрудников за годы "реформ" сократилось в несколько раз, причем отраслевая наука фактически полностью разрушена, часть ученых вымерла, наиболее активная и амбициозная часть эмигрировала, а остальные ученые занимаются научной деятельностью фактически как благотворители, в основном в виде хобби, поскольку основное финансирование (70-90%) ученые получают не от непосредственной научной деятельности (в 2004 г. средняя зарплата в РАН составила якобы 6800 руб., однако эти цифры лукавые, в РАН действует единая тарифная сетка, согласно которой научный сотрудник без степени (т.е. молодой кадр) получает "зарплату" на руки 2500 руб., старший научный сотрудник со степенью получает на руки 3361 руб. (з/п: 2963 руб.+900 руб. (надбавка за степень), откуда вычитается еще 13%). Доктор наук получает примерно 4,5 тыс. руб. Реальные данные о численном составе РАН были приведены на майском собрании РАН (всего 368 научных институтов, 114 тыс. чел, из которых 56 тыс. научных сотрудников).