Коммерсантъ, 23.06.06

Какая польза от академиков?

 

Сергей Колесников, зампред комитета Госдумы по образованию и науке: - Академики заработали уважение во всем мире, а академия - единственный независимый экспертный орган, академики не получают, как чиновники, откаты. Реформирование РАН затевается из-за того, что правительству не нравится их свободомыслие, и, конечно же, из-за земли: бизнес-центры и казино выгоднее, чем научные испытания.

 

Вячеслав Володин, секретарь президиума генсовета партии "Единая Россия": - От академии польза всегда была, и отрицать ее сейчас нельзя. Развитие нашей науки было связано только с РАН, без нее вряд ли были бы открыты передовые технологии. Поэтому если проводить реформирование, то надо сначала объяснить обществу, зачем и как это будет сделано. Уверен, народ поймет. Если же все пройдет без объяснений, то общество посчитает, что проведена не реформа, а исполнен чей-то личный интерес.

 

Александр Ткаченко, гендиректор русского ПЕН-центра:

- РАН - это брэнд и символ страны, несмотря на то что со временем такие структуры застаиваются, костенеют, обрастают коррупцией и молодым в их ряды попасть трудно. Чтобы РАН не превращалась в кладбище забытых пароходов, ее надо реформировать. Нужно нанять хороших менеджеров, которые помогли бы ученым на их идеях зарабатывать деньги.

 

Анатолий Карачинский, руководитель рабочей группы РСПП по реформированию

образования:

- Разговоры о реформировании РАН связаны с распределением собственности, а не с заботой об академии. Вместо того чтобы отнимать у них собственность, можно было бы объединить университеты и академию. Вокруг академиков появились бы школы и молодежь. А молодежь начала бы заниматься тем, чем хочет, а не тем, куда ее распределили.

 

Леонид Федун, вице-президент компании ЛУКОЙЛ:

- Академия является частью культуры и науки страны, поэтому, естественно, она должна существовать. Но в нынешнем виде она остается придатком социализма. Сегодня она должна стать институтом, который бы способствовал развитию фундаментальных исследований.

 

Валерий Кузнецов, директор "Меркурий-клуба":

- Реформировать РАН таким образом, чтобы она потеряла статус, возможность распоряжаться собственностью, нельзя. Раньше академию называли "обществом бессмертных" за огромный вклад в развитие науки. Реформирование может привести к катастрофе, особенно в области фундаментальных наук.

 

Юрий Ласточкин, генеральный директор НПО "Сатурн":

- К РАН я относился по принципу "хорошо, что есть кто-то умнее, чем мы". Академия сейчас находится в глубочайшем кризисе, и я даже не знаю, возможно ли сейчас быстро ее изменить. И главная беда академии в том, что сейчас в России некому покупать их разработки, их высокие технологии пока не востребованы. В мире структуры, подобной РАН, нет, там крупные компании сами доходят до фундаментальной науки. Пожалуй, и нам надо к этому прийти.