С.С.Демидов
МАТЕМАТИКА В РОССИИ И СОЗДАНИЕ
"СОВЕТСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ"
Первая четверть XX
века – время интенсивного роста математических исследований в России.
Наблюдается чрезвычайная их активность в получившей к тому времени европейскую
известность Петербургской математической школе, основанной П.Л.Чебышевым.
Особенных успехов добиваются петербуржцы в области теории вероятностей, теории
чисел, конструктивной теории функций, математической физики и теории
дифференциальных уравнений (А.А.Марков, А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, Н.М.Гюнтер, И.А.Лаппо-Данилевский
и др.). В число ведущих европейских математических центров начинает выходить
Москва, где на базе успешных изысканий в области теории функций действительного
переменного (Д.Ф.Егоров, Н.Н.Лузин) начинается стремительный рост исследований
в самых разных направлениях (М.Я.Суслин, А.Я.Хинчин, П.С.Александров,
Д.Е.Меньшов, П.С.Урысон, А.Н.Колмогоров и др.). Успешно идет работа в ряде
провинциальных центров – в Харькове, Киеве, Одессе (С.Н.Бернштейн, Д.А.Граве, В.Ф.Каган
и др.).
Разумеется,
события Первой мировой войны и, особенно, революции 1917 года и последовавшей
за ней гражданской войны, серьезно затормозили развитие научных исследований в
стране. Однако, импульс, заданный предыдущим развитием был столь силен, что
исследования продолжались вопреки всему и, как только (в середине 20-х годов)
появились признаки улучшения условий жизни, они начали развиваться с небывалой
интенсивностью. К началу Великой отечественной войны СССР становится одной из
ведущих мировых математических держав.
Успешному развитию
математических исследований в СССР способствовал ряд факторов – как
объективного, так и субъективного характера. Основанием этому росту послужило
сформировавшееся в России к началу века замечательное математическое
сообщество, результаты работы которого получили европейское признание. Оно не
оказалось так сильно (как, скажем, философское) затронутым событиями революции
и войны. Очень небольшое количество математиков пало их жертвами, очень
невелико число эмигрировавших на Запад. Математические науки сравнительно мало
(по сравнению даже с некоторыми другими естественно-научными дисциплинами,
скажем с биологией) оказались затронутыми идеологизацией и связанными с ней
репрессиями. Математикам удалось создать такую среду, ситуацию в которой
контролировали ведущие ученые страны, а не идеологи типа Т.Д.Лысенко (а
претенденты на эту роль имелись – достаточно вспомнить печально знаменитого
Э.Кольмана). Важное значение имел и приток в университеты молодежи – выходцев
из тех слоев общества, для которых получение высшего образование в царской
России было затруднено (например, для молодежи из многочисленных еврейских
местечек). Правда, этот процесс проходил на фоне развертывания
дискриминационных мер против выходцев из "эксплуататорских классов".
К счастью, последствия такой политики во многом умерялись действиями
руководства математическим сообществом – Д.Ф.Егоровым, Н.М.Гюнтером, Д.А.Граве
и др. – делавших все возможное для того, чтобы талантливые молодые математики
"дурного" происхождения смогли получить образование и начать
исследовательскую работу (см.биографии А.Н.Колмогорова, И.Г.Петровского,
Н.Н.Боголюбова и многих других).
Важным объективным
фактором, способствовавшим успешному развитию математики в стране, стала
заинтересованность в ней государства, определявшаяся потребностями
"социалистического строительства", в частностями успешного
функционирования военно-промышленного комплекса.
Разумеется, судьба
математических наук в СССР, сложившаяся в результате причудливого взаимодействия
такого рода факторов, могла быть и совсем иной. Случись бы, к примеру, иной
исход в "деле академика Н.Н.Лузина" (1936), и вместо всемирно
признанной "советской математической школы" мы имели бы что-нибудь
куда более скромное.
Отметим факт
довольно низкой самооценки своего места в математическом мире советскими
математиками 30-х годов. Они рассматривали себя в нем как своего рода
провинцию. С такой ситуацией контрастируют настроения 50-х годов, когда они
начинают ощущать себя одним из ведущих (наряду с французским и американским)
мировых математических сообществ.
Хотя начавшаяся в 20-е годы в СССР идеологизация затронула математику в значительно меньшей степени чем другие естественные науки, она сказалась и на ней, и прежде всего на тематике проводимых исследований. Не могло быть и речи о свободных изысканиях в области философии математики, существенные ограничения накладывались и на те ее разделы, которые были связаны с философией. Так, в стране, где велась работа по всему спектру современной математики, почти отсутствовали труды по ее основаниям, с немалыми трудностями сталкивались математики, занимавшиеся математической логикой.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (коды проектов: №№98-03-04084, 99-03-19868).
Источник: С.С.Демидов.
Математика в России и создание
"советской математической школы
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.287-289.
© С.С.Демидов