О. Ю. Елина

УЧЕНЫЕ, АГРОНОМЫ И ЗАДАЧА "ПОДЪЕМА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА": СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ (КОНЕЦ XIX – 1920-е гг.).

 

© О.Ю.Елина

 

Задача настоящего выступления – показать, что на протяжении всего рассматриваемого периода работавших в области сельского хозяйства ученых объединяла одна и та же цель, одна политика исследований, одна программа деятельности. Сложилась особая идеология прикладной аграрной работы, которую можно свести к двум составляющим:

1. Обеспечение подъема сельского хозяйства за счет экспериментальных (опытных) научных исследований;

2. Применение на практике их результатов через мероприятия агрономической помощи. Однако при переходе от империи к советской республике изменился политический контекст труда ученых и агрономов. Задача "воспособления сельскому хозяйству", имевшая явный народнический оттенок, превратилась в политически нагруженную идею "социалистической реконструкции сельского хозяйства".

Революционная Россия унаследовала от империи разветвленную сеть сельскохозяйственных опытных учреждений, которая насчитывала более 300 полей, ферм, питомников и пр. Однако опытных станций было немногим более 30. Лишь треть из опытных учреждений имела статус государственных: опытное дело при царском режиме развивалось главным образом благодаря широкой частной и общественной поддержке. На рубеже веков явными лидерами вспомоществования опытным учреждениям стали земства. Земства стали и главной опорой сложившейся в те же годы системы агрономической помощи сельским хозяевам. Около 4300 земских агрономов занимались насаждением "научного сельского хозяйства".

И ученые, и земские представители, и правительственные чиновники ощущали необходимость объединения государственных и общественных усилий для создания общеимперской программы организации опытного дела. В разное время в разработке программы участвовали лучшие российские ученые – от академиков до земских агрономов: А.С.Ермолов, П.А.Костычев, В.В.Докучаев, И.С.Стебут, В.И.Ковалевский, А.С.Фаминцын, Д.Н.Прянишников, А.Г.Дояренко. В окончательном виде программа была сформулирована в 1908 г. Основная идея программы заключалась в централизованном сельскохозяйственном районировании территории Российской империи, порайонном устройстве опытных учреждений, объединении их в единую государственную сеть. Непременной основой опытной организации становилась крупная областная станция. Под ее контролем работали районные станции и поля, составлявшие областную сеть. Другой важной частью программы стало положение о дальнейшем расширении служб агрономической помощи. Опытные учреждения должны были разрабатывать рекомендации для местного сельского хозяйства, а участковые агрономы – помогать крестьянам использовать эти рекомендации на практике. Создание крупных опытных станций было сложной задачей, требующей времени и финансов. До 1917 г. удалось организовать лишь нескольких станций: помешала война, снизившая правительственные ассигнования.

Программа областной организации опытного дела стала отправным пунктом советских преобразований. События революционных лет привели к разрушению имперской сети опытных учреждений. По нашим подсчетам на территории России к началу 1918 г. осталось немногим более 80 опытных учреждений. Но уже к концу 1918 г. произошли перемены: количество опытных станций утроилось и достигло 240 . Эта внушительная цифра требует пояснений.

Стихийный дележ земли на местах вызывал опасения, что для расширения опытной сети может не хватить подходящих участков. Ученые-опытники развернули массовую кампанию по сохранению старых и организации новых станций. Апеллируя к местным властям, ученые пользовались высоким государственным статусом "национального достояния", которым верховная власть наделила опытные учреждения. Кроме того, образовался фонд пустующих поместий, которые соответствовали критериям "культурных хозяйств". Вступивший в силу "Закон о земле" создал правовую основу для передачи "дворянских гнезд" под опытные учреждения. Именно такие "культурные хозяйства" послужили основой для создания областных опытных станций – главной части программы. Но теперь все организационные работы проходили под началом Народного Комиссариата Земледелия (НКЗ): в 1918 г. ученые обратились с просьбой передать все опытные учреждения именно в этот наркомат, ставший преемником Министерства земледелия. В 1919 г. были возобновлены работы по районированию. Их возглавил А.Г.Дояренко, занимавшийся этой проблемой еще до революции. В результате после отсечения "бумажных" опытных учреждений в списке НКЗ значилось 140 опытных полей и станций. К 1922 г. их работа была полностью восстановлена.

1923 год стал временем первой крупной реформы опытных станций. Для историков эти события остались незамеченными на фоне глобальной реконструкции сельскохозяйственной науки и практики на рубеже 1930-х.

Главный лозунг проводимой реформы – включение опытные учреждения в работу по восстановлению и рационализации сельского хозяйства. Цель реформирования опытных станций – усиление их практической отдачи за счет сокращения оригинальных научных исследований. Она определялась общим курсом НКЗ на ускоренную перестройку сельского хозяйства. Инициатива реорганизации опытного дела исходила, таким образом, от новой власти. Перед учеными-опытниками впервые поставили задачу первоочередной государственной важности. Повышенные ожидания породили и более пристальное внимание власти к результатам опытной работы. Мерами по наблюдению за работой опытных учреждений были: упразднение губернских опытных организаций, создание корпуса уполномоченных НКЗ по опытной работе на местах, включение опытного дела в перспективный план развития народного хозяйства, централизованная разработка плановых заданий для опытных станций, введение практики "назначения" в научные структуры НКЗ. Все это позволяет увидеть в реформе прежде всего попытку новой власти контролировать работу ученых.

Однако изучение дореволюционных материалов позволяет утверждать: в главном своем направлении – усиление практической отдачи опытной работы, реформа следовала чаяниям ученых. Многие из них считали, что в России с ее отсталым сельским хозяйством нужно "сократить науку" и больше сил уделять практической агрономической работе. В годы послереволюционной разрухи ученые-опытники оказались единодушны в желании сосредоточиться на "полезной" агрономической работе. Некоторые другие стороны реформы – создание специализированных институтов для научных исследований, приоритетное развитие селекции и пр. – также относятся к давним замыслам ученых, реализации которых помогла новая власть. Таким образом, в определении главных направлений реформы опытного дела интересы ученых и власти в значительной степени совпадали. Реформа стала продолжением тех преобразований, которые были намечены еще в 1908 г.

 

 

Источник: О.Ю.Елина. Ученые, агрономы и задача "подъема сельского хозяйства":
социально-экономический контекст развития прикладной науки (конец
XIX – 1920-е гг.)
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.289-292.