Н.А.Григорьян
Зарождение физиологических школ в России относится к 60-м годам XIX в., когда почти одновременно с Медико-хирургической академией в Петербурге, в Казанском и Харьковском университетах были созданы первые лаборатории для проведения физиологических экспериментов.
На протяжении более века физиологические школы служили главным фактором, основой развития медико-биологических наук. Достижения физиологических школ обусловили выделение из физиологии и формирование самостоятельных дисциплин – экспериментальной патологии (патологической физиологии), биохимии и биофизики.
В истории физиологических школ можно выделить следующие переломные этапы: 60–90-е годы XIX в., конец 1890-х – 20-е годы XX в., 20–40-е годы ХХ в., 50-е годы ХХ в., 60–80-е годы ХХ в.
Период 60–80-х годов XIX в. одновременно и начало и расцвет русских физиологических школ. Именно в этот период русская физиология получила мировое признание. Если основатели первых школ – И.М.Сеченов, Ф.В.Овсянников и Н.О.Ковалевский, И.П.Щелков сформировались как физиологи в европейских лабораториях, то их ученики были воспитанниками собственных лабораторий. Основным фактором формирования научных школ на родной почве явился университетский Устав 1863 г., предоставивший университетам автономию и снабдивший лаборатории материальными средствами, усилив профессорско-преподавательский состав.
Период 1890-е – начало 1920-х годов интересен тем, что в 1890 г. в России был основан первый НИИ медико-биологического профиля – знаменитый Институт экспериментальной медицины, в физиологическом отделе которого были выполнены классические исследования И.П.Павлова по физиологии и патологии пищеварения, удостоенные в 1904 г. Нобелевской премии.
В конце XIX – начале ХХ вв. формируется Московская школа физиологов благодаря И.М.Сеченову, школа Н.Е.Введенского в Петербургском, В.Я.Дани-левского в Харьковском, Н.А.Миславского (медицинский факультет) и А.Ф.Самойлова (физико-математический факультет) в Казанском университетах.
Зарубежные физиологи стали приезжать в ИЭМ – к Павлову – учиться новым методам исследования.
Период 20–40-х годов ХХ в. начинается дополненным изданием Классических лекций Павлова по физиологии пищеварения и завершается блестяще проведенным в 1935 г. XV Международным конгрессом физиологов под председательством Павлова. Это был период расцвета советских физиологических школ, зарождения новых перспективных направлений в физиологии, обеспечивших разнообразие школ: школы Л.А.Орбели и А.А.Ухтомского, И.П.Разанкова и П.К.Анохина, И.С.Бериташвили и Л.С.Штерн, Б.Ф.Вериго и В.В.Парина, Н.А.Рожанского и др. Значительно расширилась география научных школ.
Драматический период – конец 40-х – начало 50-х годов ХХ в. Мрачный, смутный период в истории отечественных физиологических школ, вызванный исключительно политико-идеологическими и социальными условиями, не имеющими никакого отношения к науке, более того, зачеркнувший всю предыдущую историю и достижения, парализовавший на многие годы деятельность ведущих физиологических школ.
Вопреки здравому смыслу (только что, в 1947 году, прошел с успехом первый после Великой Отечественной войны Всесоюзный съезд физиологов, фармакологов и биохимиков, свидетельствующий о многообразии и богатстве, достижениях физиологических школ), была организована позорная совместная сессия АН СССР и АМН СССР (28 июня – 5 июля 1950 г.), провозгласившая правомерность одного-единственного направления в физиологии – Павловского, – тем самым дискредитировав на многие годы имя великого Павлова.
Возрождение началось в конце 50-х годов. В 60-80-е годы ХХ в. благодаря фундаментальным трудам А.М.Уголева, П.Г.Костюка, Ю.В.Наточина начинается новый этап в истории отечественной физиологии. В эти же годы зарождается новое перспективное направление – космическая физиология и медицина (В.В.Парин, В.И.Яздовский, О.Г.Газенко, А.И.Григорьев).
Ученые всегда ожидали от реформ создания благоприятных условий для науки и образования. Н.И.Пирогов был одним из реформаторов университетской жизни, автором университетской реформы 1863 г.
И.М.Сеченов приветствовал демократические реформы начала 60-х годов XIX в. прежде всего как «великий акт освобождения миллионов рабов», – в литературе и обществе зарождались новые запросы, новые требования. «Это было, конечно, – писал Сеченов, – очень счастливое время».
И.П.Павлов приветствовал буржуазно-демократическую Февральскую революцию 1917 г. «Мы не можем не питать надежды, – говорил он, – что в демократической России, при демократическом правительстве в отношении науки все изменится радикально».
Для развития научных школ на современном этапе необходимо: выдающаяся личность ученого и учителя, соответствующее техническое оснащение лабораторий и институтов и достаточное, достойное современного уровня жизни финансирование научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Источник: Н.А.Григорьян. Физиологические школы:
переломные этапы
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г.
М.: Диполь-Т, 2003, с.250-251.
© Н.А.Григорьян