В.Р.Михеев
Доклад посвящен жизни и деятельности забытого ученика «отца русской авиации» Н.Е.Жуковского, выдающегося американского авиаконструктора Михаила Ваттера. Доклад подготовлен в соответствии с плановой темой: «Вклад отечественных ученых и конструкторов в развитие зарубежного авиастроения».
Среди многочисленных россиян, прославившихся на авиационном поприще в США, важное место занимает талантливый ученик Н.Е.Жуковского, уроженец Прибалтики Михаил Ваттер. Он родился 3 августа 1899 г. в Риге и, когда немецкие войска осадили в 1915 г. его родной город, переселился в Москву, где сначала поступил в эвакуированный Рижский политехнический институт, а потом в Московское высшее техническое училище. Вместе с другими учениками «отца русской авиации» Ваттер активно участвовал до 1919 г. во всех мероприятиях, проводимых деятелями московской научной школы авиации.
В годы гражданской войны Ваттер переехал в Киев, где стал студентом политехнического института, а в 1920 г. эмигрировал в Италию. Здесь ему удалось поступить в Туринский политехнический институт. Полученная в России солидная подготовка позволила эмигранту уже в следующем году закончить институт с дипломом доктора инженерных наук. Прослушав затем при Туринском политехникуме дополнительный курс «Проектирование летательных аппаратов», он получил и степень авиационного конструктора. Дипломы помогли русскому эмигранту получить иммиграционную визу в американском посольстве и в том же 1921 г. переехать в Америку.
Благодаря сложившейся в это время в Америке высокой оценке русского инженера, Ваттеру сразу же удалось найти место на самой крупной американской самолетостроительной фирме «Кертис-Райт Корпорейшн».
Работа на Кертис-Райт была хорошей школой, и в 1923 г. Ваттер перешел ведущим конструктором на фирму «Чанс Воут Корпорейшн». Ему поручили создание многоцелевого боевого самолета O2U-1 «Корсар» для одиночного и группового базирования на кораблях и береговых базах американского военно-морского флота. Испытания «Корсара» в 1926 г. дали великолепные результаты. Хорошо зарекомендовавший себя при разработке и испытаниях O2U-1 Ваттер был произведен в главные конструкторы и возглавил конструкторское бюро «Чанс Воут Корпорейшн». Им были созданы многочисленные другие модификации «Корсара». В 1927 г. русский эмигрант принял американское гражданство. С того же года статьи авиаконструктора по различным вопросам проектирования самолетов, аэродинамике и расчету на прочность элементов конструкции стали систематически выходить в различных американских журналах. Ученик Жуковского был в США одним из новаторов цельнометаллического самолетостроения.
В 1931 г. М.Ваттер основал собственную фирму «Уорриор Инжиниринг Корпорейшн», но она не устояла под ударами Великой депрессии и авиаконструктору пришлось искать себе работу в Мексике, куда он уехал в 1933 г. по приглашению правительства строить рекордный самолет MWT-1 для перелета через Атлантику. К сожалению, из-за смены правительства перелет не состоялся. По возвращении из Мексики в 1934 г. Ваттер был приглашен главным конструктором на фирму «Апперку-Бурнелли Эркрафт Лимитид», где проектировал бомбардировщик по концепции несущего фюзеляжа и принял активное участие в постройке и доводке транспортного самолета UB-14B.
В 1936 г. Ваттер предложил свои услуги набиравшей силу фирме «Гленн Мартин». Здесь он сначала занимался проектированием бомбардировщиков, но вскоре был переведен на руководство разработкой проектов летающих лодок среднего и большого радиуса действия: Мартин «Маринер» и Мартин «Марс». Гигантский «Марс» строился небольшой серией, а «Маринер» на долгие годы стал основной машиной флота США и многих их союзников. Созданная русским авиаконструктором в 1939 г. летающая лодка, по существу, определила направление развития мирового морского самолетостроения более чем на 30 лет.
Ваттер занимал на «Глен Мартин» высокое положение главного конструктора, однако, как и раньше на «Чанс Воут», оно все же не давало ему желаемой самостоятельности. Поэтому в 1939 г. он принял приглашение знаменитой вагоностроительной фирмы «Бад Компани» возглавить вновь создаваемое авиационное отделение. За короткое время Ваттер провел огромную работу. Венцом напряженного труда была победа в начале 1942 г. в конкурсе на создание десантно-транспортного самолета. Нареченный RB-1 «Конестога», он стал предшественником всех будущих десантно-транспортных самолетов! Абсолютный приоритет в этом русского эмигранта признан во всем мире. Единственную конкуренцию ему составляет только М.М.Струков, другой изгнанник из России, создавший в США в конце Второй мировой войны тоже серию широкофюзеляжных транспортных самолетов классической схемы.
Окончание Второй мировой войны остановило серийное производство «Конестог» и правление «Бад Компани» решило закрыть авиационное отделение. Сам конструктор стоял вновь перед выбором: искать новую авиационную фирму для продолжения своей деятельности в области самолетостроения или остаться на «Бад», но уже заниматься совсем другой инженерной тематикой. Ваттер предпочел остаться на «Бад». Решением правления фирмы он был назначен директором по научным исследованиям. Усилиями русского эмигранта «Бад» в 50-е годы стала одной из ведущих фирм в американском вагоностроении. Преуспевая на поприще вагоностроения, Ваттер никогда не забывал и о столь милой его сердцу авиации. Под его руководством фирма «Бад» разработала по заказам авиационной промышленности из новых конструкционных материалов ряд частей и деталей для боевых самолетов и ракет.
В 1961 г. Ваттер, достигший пенсионного возраста, покинул фирму «Бад», поступил старшим научным сотрудником в Институт оборонных исследований США и был избран в научный совет этого престижного заведения. Тематика его исследований была связана в основном с ракетостроением. Начав с разработки стартовых ускорителей и с различных вопросов обеспечения космических пилотируемых полетов и сотрудничества в программе создания ракетоносителя Титан II, Ваттер спустя некоторое время перешел на исследования по боевым ракетам среднего и большого радиуса действия. Он был председателем комиссии по разработке ракет класса Тайфун и ракетных комплексов мобильного базирования. С середины 60-х годов Ваттер работал по проблемам ракетно-космических вооружений, стоял у истоков американских программ противоракетной обороны, военных космических станций, спутников-истребителей и ШАТЛа. В ноябре 1970 г. Ваттер скончался.
Более полно с биографией М.Ваттера можно будет ознакомиться в книге В.Р.Михеева «И.Д.Акерман и М.Ваттер», готовящейся к изданию в серии «Научно-биографическая литература».
Источник: В.Р.Михеев.
Авиаконструктор Михаил Ваттер
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г.
М.: Диполь-Т, 2003, с.529-531.
© В.Р.Михеев