Д.А.Шибаев
Карл Янович Бауман родился 29 августа 1892 г. в Вилькенской волости в Латвии. В советской истории он известен как партийный деятель со стажем с 1907 г. С декабря 1920 г. он занимал ответственные посты в РКП(б)–ВКП(б). В 1929–1930 гг. К.Я.Бауман был секретарем ЦК и 1-м секретарем МК ВКП(б), в 1930 г. – секретарем ЦК и членом Оргбюро ЦК ВКП(б), в 1931–1934 гг. – первым секретарем Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б). Он дважды, в 1925 и 1934 гг., избирался членом ЦК ВКП(б), а также был избран членом ЦИК СССР. Официальная биография заканчивается сведениями о его пребывании с 1934 г. на посту заведующего Отделом науки, научно-технических открытий и изобретений ЦК ВКП(б). Дата смерти – 1937 г. [1].
В 1937 г. были репрессированы многие советские партийные, государственные и военные руководители, деятели культуры и ученые. Не миновала участь «врага народа» и К.Я.Баумана. О том, что Бауман был арестован, было известно и ранее. В статье В.Д.Есакова «Документы Политбюро ЦК как источник по истории Академии наук» говорится, что в 1934 г. был создан Отдел культуры и пропаганды ЦК ВКП(б), в составе которого был организован и Отдел науки, научно-технических открытий и изобретений во главе с К.Я.Бауманом. «Этот отдел, – пишет Есаков, – прекратит свое существование в 1937 г. вместе с арестом его руководителя» [2].
О деятельности Отдела науки, научно-технических открытий и изобретений практически ничего не известно, как и о работе на посту его руководителя К.Я.Баумана. О результатах работы Отдела можно достоверно судить лишь по изданным В.Д.Есаковым документам Отдела за подписью Баумана.
Архивные документы, рассказывающие о структуре, штатах, целях и задачах, а также деятельности Отдела, пока не доступны историкам науки. Знание истории Отдела необходимо не только для изучения истории партийного руководства наукой в 1930-е гг., но и для исследования партийного руководства наукой в 1940-е гг., когда Отдел был воссоздан в составе Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [3].
К.Я.Бауман руководил Отделом в тяжелый для отечественной науки период. В период с 1934 по 1937 гг. в Академии наук была проведена кампания против академика Н.Н.Лузина («Дело Лузина»). Были арестованы академики и члены-корреспонденты Н.И.Бухарин, В.Ю.Ган, Б.М.Гессен, В.Г.Глушков, Л.С.Лейбензон, Г.А.Надсон, Б.В.Нумеров, Д.Б.Рязанов, А.Н.Самойлович, Н.М.Тулайков, В.А.Фок. И это неполный список печальных событий, происшедших в АН СССР в середине 1930-х гг.
Бауман был арестован 12 октября 1937 г. по обвинению в участии в «контрреволюционной организации правых» и вхождении в «резервный центр» этой организации [4].
По мнению следователей, в 1931 г. в Москве Бауман был привлечен Н.И.Бухариным в организацию правых на положении «особо законспирированного члена организации» и по его указанию создал в Средней Азии «правую группу» из руководящих партийных работников. В 1934 г. он, якобы по предложению Н.И.Бухарина и А.И.Рыкова, вошел в состав «центра правых» [5]. В этом же году Бауман возглавил Отдел науки.
Как видно из материалов архивного следственного дела, в задачу «резервного центра правых», по мнению следователей, входило, в частности, развертывание подрывной работы в СССР [6].
В материалах дела нет никаких сведений об Отделе науки. Но есть некоторые документы о деятельности Баумана как руководителя Отдела, имеющие непосредственное отношение к истории науки и Академии наук в середине 1930-х гг.
В одном из протоколов допроса проходившего по делу «центра правых» члена СНК СССР упоминается Бауман в связи с проведением «по своей линии (отдел науки ЦК)» подрывной работы «на научном фронте». Его «вредительская» работа по линии Отдела заключалась в «чрезмерном раздувании научно-исследовательских институтов по количеству и по объему», а также в придании независимости институтам в части управления кадрами («засорение чуждым элементом») и в части тематики ключевых исследований («преимущественно заказы хозорганов»). Баумана, наравне с арестованными по делу «правого центра» членами правительства, обвиняли в срыве научных работ «путем приема в разработку множества тем и задержки выпуска готовой продукции: печатных трудов, передачи результатов исследований хозорганам» [7].
Как видно из материалов дела, такие «вредительские установки» были якобы выработаны Бухариным, когда он руководил научно-техническим отделом НКТП СССР, а затем эти установки он перенес и в Академию наук.
При содействии Баумана ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Академии наук, по установкам «правого центра» «невероятно разбухли, имеют тысячи сотрудников, тратят сотни миллионов рублей, а продукции почти никакой государству не дают». Результатом установок «правого центра», а именно Бухарина, стало «положение беспризорности и бесконтрольности» институтов.
Те же протоколы содержат обвинения во вредительстве в научно-исследовательских учреждениях против Отделения технических наук Академии в лице академика Э.В.Брицке и Президиума Академии наук в лице вице-президента Академии Г.М.Кржижановского. Но обвинения не конкретизируются [8].
Основная линия обвинения Баумана в протоколах допросов партийных руководителей и членов правительства – участников бухаринского «правого центра», основывалась на том, что Бауман в Академии наук вел работу по созданию и руководству правой организацией. Организация, в свою очередь, состояла из всех «академических» антисоветских организаций, руководимых академиками АН СССР, главной целью которых было создание из Академии «такого совершенно независимого от правительства и свободно связанного с любыми заграничными учреждениями центра, вокруг которого могли бы формироваться широкие антисоветские организации из научных и инженерно-технических кадров и устанавливаться связи для получения поддержки из заграницы» [9].
Карл Янович не успел ответить на эти обвинения. Спустя два дня после ареста, 14 октября 1937 г., Бауман умер в Лефортовской тюрьме НКВД СССР.
7 июня 1955 г. дело К.Я.Баумана было прекращено «в виду смерти обвиняемого» [10]. Через месяц, 15 июля 1955 г., дело было пересмотрено, и Главная военная прокуратура вынесла решение прекратить уголовное дело «за недоказанностью обвинения» [11]. Лишь 23 июня 1989 г. постановлением Генеральной прокуратуры СССР уголовное дело в отношении К.Я.Баумана было прекращено «за отсутствием события преступления» [12].
Кроме материалов протоколов допросов других фигурантов по делу «правого центра» в отношении Баумана, собственных его показаний в деле не имеется. Но из имеющихся в наличии протоколов допросов участников «центра» ясно видно желание сделать Баумана главным исполнителем установок «правого центра», и в первую очередь Бухарина, по созданию независимой от власти и свободной в зарубежных научных связях Академии наук.
1. Зданович С.Ф. К.Бауман. М., 1967.
2. Академия наук в решениях Политбюро ЦК РКП(б)–ВКП(б)–КПСС 1922–1991 / 1922–1952 / Сост. В.Д.Есаков. М., 2000. С.7–24.
3. Историю структурных изменений Отдела науки ЦК ВКП(б) / КПСС в 1942–1953 гг. см.: Гринина И.Р., Илизаров С.С. Отдел науки ЦК КПСС в период политического кризиса 50-х годов // ИИЕТ им. С.И.Вавилова. Годичная научная конференция, 1996 / Под ред. В.М.Орла. М., 1997. С.79–87; Шибаев Д.А. Документы Отдела науки ЦК ВКП(б) / КПСС как источник по истории советской науки и техники (1942–1953 гг.) // ИИЕТ им. С.И.Вавилова. Годичная научная конференция, 2001 / Под ред. В.М.Орла. М., 2001. С.201–204.
4. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-24647. Т.1. Л.98.
5. Там же. Л.23.
6. Там же.
7. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-24647. Т.1. Л.51–52.
8. Там же.
9. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-4574. Т.2. Л.58.
10. Там же. Д.Р-24647. Т.1. Л.100.
11. Там же. Л.113.
12. Там же. Л.119.
Источник: Д.А.Шибаев. Отдел науки ЦК ВКП(б)
под руководством
К.Я.Баумана (1934-1937 гг.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная
конференция 2003 г. М.: Диполь-Т, 2003, с.241-243.
© Д.А.Шибаев