В.В. Чепига
Фундаментальная наука
и российско-американские отношения 1995-2003 гг.
Российско-американское сотрудничество в сфере науки и техники в постсоветском пространстве породили в российской научной среде различные взгляды как на сам метод проведения совместных исследований, так и на их результаты. Некоторые ученые считают, что финансирование фондами и бизнес-корпорациями США является одним из сдерживающих факторов распада науки в России, другие полагают, что при такой форме сотрудничества могут выжить только институты, занимающиеся прикладными исследованиями. «У нас в стране рынка фундаментальных исследований нет в принципе, нет потребности в фундаментальных исследованиях. Ну, кто заинтересован, например, в «конструировании» уравнения ультраметрической диффузии?» – говорит заведующий лабораторией теории нелинейных физико-химических процессов Института химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, д.ф.-м.н. В. Аветисов [1]. Фундаментальная наука не может планироваться, здесь основным критерием является не польза, а истина. Эта проблема имеет свою юридическую и фактическую подоплеку.
20 апреля 1995 г. Национальная академия наук США и Российская академия наук заключили соглашение, которое стало продолжением международного акта о взаимодействии между США и Россией в сфере науки и техники, подписанного вице-президентом А. Гором и премьер-министром В. Черномырдиным 16 декабря 1993 г. [2]. В рамках соглашения о научном сотрудничестве между Национальной академией наук США и Российской академией наук были определены направления межакадемической научной деятельности, а именно: проведение семинаров, консультаций по международной безопасности по проблемам контроля вооружения, по проблемам развития технологий двойного использования, восстановлению земли, загрязненной радионуклидами. Соглашение предусматривало организацию семинаров и других мероприятий по изучению интересов фондов, поддерживающих межакадемическую деятельность в сферах сохранения и регенерации лесов, контроля загрязнения воды, по обнаружению и перемещению взрывных материалов, оставленных террористами. Соглашение между двумя Академиями 1999 г. заостряет внимание на взаимодействии в сфере биологии, изучении биологических патогенов и новых вакцин, особое место отводится сотрудничеству и проведению семинаров на темы, представляющие «глобальный интерес»: геофизические и геохимические аспекты перевозки и дальнейшая судьба радионуклидов, внедрение инновационных технологий в коммерческие проекты. Также в этих документах оговаривается, что на взаимной основе могут проводиться другие программы.
Однако значительная часть совместных проектов в сфере фундаментальной науки была организована с помощью финансирования фондами США российских ученых без участия РАН и Национальной академии наук. С 1990-х гг. в России были представлены следующие американские фонды и организации: Фонд Форда, Фонд Келлога, Фонд Мак Артуров, Фонд Рокфеллера, Российский научный фонд, поддерживаемый Фондом Форда, Международный научный Фонд Сороса, Айрекс, Институт российских исследований им. Кеннана. До середины 1990-х годов большинство американских фондов выделяли на конкурсной основе гранты для проведения фундаментальных исследований, а в середине 1990-х пик популярности фундаментальных исследований миновал, на смену ему пришел спрос на исследования, посвященные проблемам региональных и межэтнических конфликтов, роли женщины в обществе. Ближе к 2000 г. темы спонсируемых программ со стороны американских фондов обретают все более тенденциозный характер и мотивируются политически.
РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований), CRDF (Американский фонд гражданских исследований и развития), МНТЦ (Международный научно-технический центр) – организации, деятельность которых в свете российско-американского сотрудничества имеет устойчивую направленность на фундаментальные исследования. Согласно уставу РФФИ, фонд не подчиняется никакому ведомству, что создает открытость конкурсов и отсутствие в них «ведомственных» интересов и обеспечивает объективность проведения исследований независимо от финансирующих источников. Так, на основе «Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области фундаментальных научных исследований между РФФИ и NSF (США)» (1997 г.) были проведены программы поддержки молодых ученых, совместные исследования в Арктике, телекоммуникационные программы и информационный обмен. В 1998-1999 гг. CRDF (по договоренности и на средства NSF) и РФФИ профинансировали программу по поддержке молодых ученых «Новые возможности сотрудничества молодых ученых в рамках программы CRDF», благодаря которой около 80 российских и американских ученых получили гранты на исследования в США и в России. Консультации между РФФИ и CRDF влияют на разработку программ CRDF по поддержке российской науки и сотрудничества с американскими учеными. Российскими и американскими учеными совместно была разработана программа RAISE по исследованию шельфовых зон в Арктике. РФФИ подготовил предложения по исследованиям в восточной и западной Арктике в рамках программ Международного комитета по изучению Арктики (IASC) – BESIS (Беринговоморский компонент) и BASIS (Баренцевоморский компонент). Эти предложения стали составной частью программы «Российско-Американские инициативы по изучению взаимодействий в системе шельф-суша в Арктике» (Russian-American Initiative on Shelf-Land Environment in the Arctic, RAISE), которую финансировал NSF.
МНТЦ был учрежден международным соглашением 1992 г. как организация, содействующая нераспространению ядерных технологий. Этот центр, организованный правительствами США, России, Японии и стран Евросоюза, активно выдавал гранты химикам, биологам и физикам-атомщикам. Благодаря деятельности МНТЦ множество российских ученых смогли продолжить свои научные исследования в лабораториях США и стран Евросоюза. Несмотря на неоднородность финансовых потоков, привлеченных МНТЦ на фундаментальные исследования российских ученых, на протяжении 1995-2003 г. львиная доля средств в виде грантов и финансированных проектов приходится на США. На основе годичных отчетов МНТЦ в 1998-2003 гг. можно заключить, что около 70 % от общей массы международных проектов были российско-американскими. Среди участников проектов с американской стороны были Los Alamos National Laboratory, Southern Research Institution и многие другие лаборатории, исследовательские институты. Но более трех десятков российско-американских программ, разработанных с целью предотвращения распространения ядерного оружия и материалов, рушатся из-за потери доверия и дезорганизации двух государств. Бывший директор Лос-Аламосской лаборатории Зигфрид Хеккер утверждает, что программы, на которые США потратили около 5 миллиардов, испытывали недостаток координации не только между двумя государствами, но и внутри правительства США [3].
В последние годы все чаще встречается переход ученых от научных обменов делегациями к промышленной научной кооперации – создание совместных предприятий в области высоких технологий, например, «Дженерал электрик» – «Рыбинские моторы», «Дженерал моторз» – «ЕлАЗ», «Прэтт энд Уитни» – «Климов», совместная разработка новейших образцов аэрокосмической техники (двигатели РД-180 для американских ракет «Атлас»). В связи с проблемами финансирования НИОКР в США и, в гораздо большей степени, в России, произошла коммерциализация научно-технических связей двух стран. Теперь научно-технический комплекс России ориентирован в большей степени на получение конкурентоспособного на рынках высоких технологий продукта. Фундаментальная наука в России находится под натиском интересов бизнеса.
В списке новых партнеров МНТЦ, например за 1998 г., числятся известные бизнес-корпорации General Electric Company, Mobil Technology Company, Procter & Gamble Company. Как известно, исследовательские бюджеты западных корпораций составляются при участии маркетинговых служб, соответственно американские компании берутся за проекты, где самый длинный исследовательский цикл не может длиться более 7 лет. Поэтому соотношение прикладных и фундаментальных исследований изменилось не в пользу последних.
Литература
1. Компания. 2002. №15 (211). С. 15.
2. Agreement on Scientific Cooperation between the National Academy of Sciences and the Russian Academy of Sciences. 1995 April 20 // Архив Национальной Академии Наук США.
3. Washington Post. 2001. September 11.
Источник: В.В.Чепига. Фундаментальная наука
и российско-американские отношения 1995-2003 гг.
// ИИЕТ РАН. Годичная научная
конференция 2004 г. М.: Диполь-Т, 2004, с.311-314.
© В.В.Чепига