М.Ф.Хартанович
Сегодня Институт истории материальной культуры РАН (до 1991 г. – Ленинградское отделение Института археологии АН СССР), наследник Императорской археологической комиссии и Российской академии истории материальной культуры, наряду с Эрмитажем и Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, является в Санкт-Петербурге одним из ведущих хранителей археологических коллекций, собранных на протяжение XIX-XX вв. на территории Российской империи и СССР [1].
В 50-е гг. XIX в. южная Россия, а особенно Черноморское побережье, стали предметом особого внимания со стороны археологов. Возникла необходимость принятия организационных мер со стороны правительства для охраны памятников и предупреждения их расхищения. Определенные распоряжения об охране памятников давались еще при Петре I, а практическое осуществление мероприятий по охране во времена правления Николая I было возложено на Министерство внутренних дел [2].
В середине XIX в. появилась настоятельная необходимость в работе государственного археологического учреждения, которое бы взяло на себя координацию археологических исследований в стране. 24 ноября 1856 г. от Александра II поступило распоряжение министру Императорского двора графу А.В.Адлербергу: «Заведование археологическими разысканиями, поступившими ныне в общий состав Министерства Императорского двора, возлагаем на члена Государственного Совета генерал-адъютанта, генерала от кавалерии графа С.Г.Строганова, под ведением вашим. Вы не оставите учинить надлежащие по сему распоряжения» [3].
Следует отметить, что археологические исследования, проводимые в первой половине XIX в., осуществлялись под надзором Министерства Императорского двора. Таким образом, будущая Археологическая комиссия выделялась в отдельное Управление Министерства Императорского двора. Археологические исследования требовали содействия таких государственных служб, как Министерство путей сообщения, Статистический комитет и пр. По инициативе графа С.Г.Строганова 2 февраля 1859 г. была учреждена Императорская археологическая комиссия. Комиссия была открыта в силу необходимости принятия организационных мер со стороны правительства к охране памятников древности и к предупреждению их расхищения.
Положение Археологической комиссии (1859 г.) дало возможность организации научного охранения памятников древности. Однако были и свои проблемы. Не были предусмотрены каталогизация и описание памятников, подлежащих охране, реставрация. Охрана памятников осуществлялась только на казенных и общественных землях.
Главным направлением деятельности Археологической комиссии стало продолжение систематических раскопок по берегам Черного моря и Днепра и научное описание найденных предметов, «разыскание предметов древности, преимущественно относящихся к отечественной истории и жизни народов, обитавших некогда на пространстве, занимаемом ныне Россией; собрание сведений о находящихся в государстве памятниках древности и ученая оценка отрываемых древностей» [4]. В состав комиссии также входили Керченский музей древностей и Римская комиссия археологических разысканий.
Председателем комиссии стал С.Г. Строганов, а с 1882 г. – граф А.А.Бобринский. Сотрудниками Археологической комиссии являлись академики Л.Э.Стефани, А.А.Куник, И.Е.Забелин, В.Г.Тизенгаузен, профессора Н.П.Кондаков, С.А.Гедеонов, В.В.Стасов и др. Штатными средствами комиссии распоряжался председатель, отчетность поставлялась на ревизию контроля Министерства Императорского двора. Комиссия получала 10 тыс. руб. ежегодной правительственной субсидии.
Главным печатным органом Археологической комиссии стали «Отчеты». За 1859-1915 гг. вышло 46 томов. Также комиссия выпустила 22 атласа к «Отчетам», альбом рисунков и указатели за 18821898 гг., 37 томов «Материалов по археологии России» (1866-1918), 66 выпусков «Известий» (1901-1918) и 9 отдельных изданий, посвященных вопросам отечественной археологии.
Учрежденная первоначально для исследования предметов греческих поселений на северном берегу Черного моря и курганов древней Скифии, Археологическая комиссия постепенно включала в круг исследований находки первобытных стоянок и предметы скифско-сарматской культуры, раннехристианской эпохи.
К концу XIX в. Археологическая комиссия проводила раскопки в различных районах Таврической губернии (Керчь, Херсонес, Милитопольский и Симфиропольский уезды), в Екатеринославской губернии (в с. Старые Койдаки), в Елизаветградском уезде Херсонской губернии, в Волынской губернии, в Северо-Западном крае, в Рязанской губернии в Старой Рязани и в Ольговском городке, в Оренбургской губернии и Тургайской области, на Кавказе в Терской области, в Семиречинской области, в Сибири.
В 1918 г. Археологическая комиссия была преобразована в Российскую государственную археологическую комиссию – научный центр при Отделе по делам музеев и охраны памятников искусств и старины, на который возлагались функции административно-исполнительского характера. 18 апреля 1819 г. по декрету председателя Совнаркома В.И.Ленина Археологическая комиссия была переименована в Российскую Академию истории материальной культуры. С 1937 г. по 1991 г. она стала Ленинградским отделением Института археологии АН СССР, а ныне носит название Института истории материальной культуры Российской Академии наук.
Литература
1. Щетенко А.Я. Археологические коллекции: проблемы пополнения и сохранения // Наука и техника: вопросы истории и теории. СПб., 2002. С. 44.
2. Фармаковский Б. К истории учреждения Российской академии истории материальной культуры. Б. м., 1921, С. 1.
3. РГИА. Ф. 472. Оп. 14. Д. 1974. Л. 2.
4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. II. СПб., 1861. Стлб. 70.
Источник: М.Ф.Хартанович. Императорская
Археологическая комиссия. XIX век
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция
2004 г. М.: Диполь-Т, 2004, с.699-701.
© М.Ф.Хартанович