Н.В.Панов
Наука и религия.
Архиепископ Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий)
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий известен не только как выдающийся хирург XX столетия, но и как служитель Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви, архиепископ Лука. Валентин Феликсович родился 27 апреля 1877 г. в Керчи в семье провизора. Род Войно-Ясенецких довольно древний, известен с XVI столетия. С детских лет у Валентина Феликсовича обнаружились способности к рисованию. Параллельно с гимназией он заканчивает Киевское художественное училище. Влечение к живописи было настолько сильным, что он решает поступить в Петербургскую академию художеств. Но в самый решающий момент серьезно задумывается о правильности выбора своего жизненного пути. После недолгих колебаний он признал себя вправе заниматься не тем, чем ему нравится, а тем, что полезно страдающим людям. Он поступает на медицинский факультет Киевского университета в 1898 г. Оканчивая его, осенью 1903 г. он заявляет, что хочет всю жизнь быть участковым земским врачом.
Он одинаково доброжелательно и внимательно осматривал и лечил как простого мужика, так и видного чиновника. Столкнувшись в земских больницах с проблемами обезболивания при операциях, он стал искать новые пути анестезии. В Москве Валентин Феликсович работает над этой проблемой. В 1915 г. в Петрограде вышла его книга «Регионарная анестезия». За эту работу Варшавский университет присудил Валентину Феликсовичу премию имени Хойнацкого. В 1916 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил свою монографию «Регионарная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Здесь следует сказать, что проблема регионарной анестезии была крайне актуальной в медицине. Ей посвящали свою научную деятельность видные ученые как в России, так и за рубежом. Замечательный советский хирург, академик АМН СССР, директор Института хирургии АМН СССР Александр Васильевич Вишневский, более 10 лет занимался этой проблемой.
Работая в Переславле-Залесском, Валентин Феликсович задумал изложить свой опыт работы в книге, которую решил озаглавить «Очерки гнойной хирургии». Был составлен план, написано предисловие, и вдруг ему явилась мысль, что когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа.
В 1920 г. произошло событие, которое изменило всю жизнь Войно-Ясенецкого. Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: «Доктор, вам надо быть священником!» «Хорошо, Владыка! Буду священником, если это угодно Богу!» таков был ответ Валентина Феликсовича. В 1921 г. он был рукоположен в иерея епископом Иннокентием. Ему пришлось совмещать священство с чтением лекций на медицинском факультете. В это страшное время, когда священники снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь Призыву Божию, принимает рукоположение.
На первом научном съезде врачей Туркестана (23–28 октября 1922 г.) он выступил с четырьмя большими докладами, где делился с коллегами своим богатейшим хирургическим опытом. Будучи священником, он оставался профессором медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди. Через некоторое время ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. А 31 мая 1923 г. Валентин Феликсович стал архиереем.
Затем последовали гонения. Владыка Лука выдерживает три ссылки, с 1923 по 1926, с 1930 по 1933 и с 1937 по 1942 гг.
Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. И теперь, уже будучи архиепископом, он продолжил хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества.
В конце 1943 г. было опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии», а в 1944 г. вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти два труда ему была присуждена Сталинская премия I степени.
Слава об архиепископе-хирурге растет, о нем пишут уже в США, специальный корреспондент ТАСС приезжает для того, чтобы сделать фотоснимки и взять интервью. По просьбе профессора С.С. Юдина скульптор лепит бюст выдающегося архиепископа-хирурга. Два местных художника пишут портрет Владыки.
В феврале 1944 г. Войно-Ясенецкий развернул научно-практическую работу, результаты которой изложены в монографии «О течении хронической эмпиемы и хондратах».
В Тамбове он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В феврале 1945 г. Патриарх Алексий I наградил Владыку Луку правом ношения на клобуке бриллиантового креста.
В 1945-1947 гг. Владыка Лука работал над сочинением «Дух, душа, тело». По замыслу автора, эта книга имела целью религиозное просвещение человека в противовес атеистическому. В этой работе он показал, что ничто не препятствует гармоническому сосуществованию веры и науки.
После приезда в Симферополь, в 1946 г., через полтора месяца, Владыке разрешили начать медицинскую деятельность.
Святитель-хирург продолжал врачебную практику у себя дома. Причем помощь, которую он оказывал больным, была поистине уникальной. Хирург безошибочно и фактически сразу ставил диагноз, чем обескураживал опытнейших коллег. Епископ исцелял безнадежных больных.
«Наука и религия» поистине уникальное произведение святителя. Вводная часть этой современной публикации содержит краткое житие святителя Луки, написанное внуком святого архипастыря Владимиром Александровичем Лисичкиным, академиком РАН. Святитель Лука приводит в пример великих ученых, вера которых не только не мешала им в их научных исканиях, но даже во многом определяла научно-творческий поиск. Это жизнь Николая Коперника (1473-1543), Карла Линнея (1707-1776), Чарльза Дарвина (1803-1882), Луи Пастера (1822-1895), Николая Ивановича Пирогова (1818-1891), Альберта Эйнштейна (1879-1955).
Жизнь архиепископа Луки клонилась к закату, умер он 11 июня 1961 г. 2425 мая 1996 г. в Симферопольской и Крымской епархии произошло поистине историческое событие: состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого).
К сожалению, в БМЭ нет упоминаний об этом величайшем ученом-хирурге. Вероятно, сказывается эпоха советского времени. Его жизнеописание можно найти только в богословской литературе, которая фактически не принимается к рассмотрению в научной сфере. Хотелось бы пожелать более серьезного подхода к этой проблеме.
Литература
1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф). Наука и религия // Наука и религия. Ростов-на-Дону: Троицкое Слово, 2001.
2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф). Дух, душа, тело // Там же.
3. Лисичкин В.А. Крестный путь святителя-хирурга // Там же.
4. Марущак В., протодиакон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Даниловский благовестник, 1997.
5. Вишневский А.В. Местное обезболивание по методу ползучего инфильтрата. Казань: Татиздат, 1932.
6. БМЭ. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т.4.
7. БМЭ. М.: Советская энциклопедия, 1985. Т.26.
Источник:
Н.В.Панов. Наука и религия. Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий)
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2004 г. М.: Диполь-Т, 2004, с.214-217.
© Н.В.Панов