Е.В.Трофимова

Роль государственных учреждений России в развитии
отечественной химической промышленности в 1914-1915 гг.

 

В начале ХХ в. химическая промышленность России была слабой и зависимой от иностранных поставок отраслью народного хозяйства страны. В годы первой мировой войны эта зависимость отрицательно отразилась на обеспечении русской армии боеприпасами. Нарушение торговых связей привело к прекращению поступления из-за рубежа продуктов коксобензольной промышленности и сырья для гражданских заводов, изготовлявших серную и азотную кислоты. Поэтому военно-химические предприятия России, производившие порох и взрывчатые вещества, оказались лишены исходных химических продуктов для своей деятельности. В ходе нашего исследования было выявлено, что взаимозависимость военных и гражданских химических предприятий влияла на развитие и тех, и других в указанный период. Здесь мы рассмотрим роль государственных организаций в развитии необходимых фронту отраслей химической промышленности в 1914-1915 гг.

История русской химической промышленности довоенного периода не раз привлекала внимание ученых. Большинство из них, например В.П.Кравец, характеризуют ее как одну из наиболее отсталых отраслей народного хозяйства. Они отмечают, что она имела слабую техническую и неразработанную местную сырьевую базу, и только отдельные ее предприятия могли претендовать на статус крупных заводов, большинство же их носило полукустарный характер [1, с.3]. Крупные предприятия химической промышленности довоенного периода были построены при участии иностранных фирм. Эти фирмы вели свои дела с единственной целью получения наибольшей прибыли. Интересы страны при этом не учитывались, и, следовательно, не развивались те отрасли химической промышленности, в продукции которых больше всего нуждалась страна [5, л.522].

Согласно исследованию, проведенному С.В. Воронковой, в 1912 г. к химической промышленности относилось 383 предприятия (2,9 % от общего числа всех заводов страны), на которых работали 42,527 тыс. чел. (2,34% от общего количества рабочих). Суммарная стоимость химического производства равнялась 229,9 тыс. руб. (5,64% от общей стоимости промышленного производства) [2, с.72].

До начала первой мировой войны не было создано отдельного государственного учреждения, в обязанности которого входило бы управление различными отраслями химической промышленности и которое могло бы координировать и направлять развитие производства в соответствии с текущими государственными интересами [4, с.420]. Тем не менее результаты деятельности химических предприятий фиксировались правительственной статистикой. Вначале сведениями, относящимися к химической промышленности, собранными фабричной инспекцией, ведал Отдел промышленности Министерства финансов, а с 1905 г. - Отдел промышленности Министерства торговли и промышленности [3, с.45]. Именно он вел дела химических предприятий, выпускавших продукцию гражданского назначения. Военно-химические заводы, производившие порох и взрывчатые вещества для боеприпасов, курировало Военное министерство.

Но когда с июля 1914 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ), отвечавшее за снабжение армии боеприпасами, начало принимать меры по обеспечению снабжения пороховых и взрывчатых заводов исходными продуктами производства, Министерство торговли и промышленности не смогло дать необходимых ему ответов на вопросы о возможностях развития химической отрасли. Например, оно не владело информацией о том, сколько толуола и как скоро может дать химическая промышленность страны. Поэтому Военное ведомство взяло инициативу по развитию необходимых военной химии производств в свои руки, и первым стало коксобензольное производство.

В ноябредекабре 1914 г. ГАУ отправило в командировку в Донбасс несколько специалистов во главе с генералом В.Н. Ипатьевым для изучения имеющихся ресурсов по развитию коксобензольного производства. Результатом их деятельности стало создание 6 февраля 1915 г. при ГАУ Комиссии по заготовке взрывчатых веществ, в обязанности которой входило не только развитие пороховых и взрывчатых заводов, но и обеспечение этих заводов исходными продуктами работы [6, с.4-5]. На практике это означало, что Военное министерство начало активно вмешиваться в работу тех заводов, руководство которыми ранее принадлежало гражданским властям.

В то же время военные чины мало верили в возможности отечественных химических предприятий, поэтому до середины 1915 г. Комиссия по заготовке взрывчатых веществ, возглавлявшаяся генералом В.Н. Ипатьевым, смогла сделать очень немного. При этом сам В.Н. Ипатьев отмечал, что никакой помощи от Министерства торговли и промышленности получить было нельзя, а начальник Главного артиллерийского управления генерал А.А. Маниковский вспоминал, что «Министерство торговли и промышленности ... никакой помощи делу снабжения армии ... не оказало», и «главным довольствующим управлениям Военного ведомства пришлось на своих плечах вынести всю тяжесть создавшегося положения» [7, с.394].

Поворотным пунктом в истории химической промышленности России стало появление весной 1915 г. на арене военных действий химического оружия. Военное министерство России (как и соответствующие органы других стран) поставило вопрос о создании своего, отечественного производства этого вида оружия. Для этого в конце 1915 г. была организована Комиссия по изысканию и заготовлению удушающих и зажигательных средств при ГАУ. В ее задачу входила научная и производственная разработка отечественного химического оружия и зажигательных средств борьбы. Достижение этой цели также опиралось на химические продукты, производившиеся мирной химической промышленностью.

Таким образом, в годы первой мировой войны для обеспечения армии боеприпасами и химическим оружием государство было вынуждено вмешаться в развитие химической отрасли. Деятельность военно-химических заводов оказалась неотделима от предприятий, выпускавших продукцию мирного назначения. Поэтому увеличение продукции военной химии неизбежно вело за собой развитие мирной химической промышленности. Во главе развития этой отрасли стояло Военное министерство России.

 

Литература

1. Кравец В.П. Научно-технические достижения химической промышленности за десять лет революции. Л., 1928.

2. Воронкова С.В. Российская промышленность начала ХХ века: источники и методы изучения. М., 1996.

3. Антонова С.И. Статистические источники по истории СССР периода капитализма. М., 1968.

4. Ипатьев В.Н. Жизнь одного химика: Воспоминания. Т. 1. Нью-Йорк, 1945.

5. РГВИА. Ф. 507. Оп. 2. Д. 148. Л. 520-522.

6. Ипатьев В.Н., Фокин Л.Ф. Химический комитет при Главном артиллерийском управлении и его деятельность для развития отечественной химической промышленности. Пг., 1921.

7. Маниковский А.А. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. Т. 1. М.; Л., 1930.

 

Источник: Е.В.Трофимова. Роль государственных учреждений России
в развитии отечественной химической промышленности в 1914-1915 гг.
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2004 г. М.: Диполь-Т, 2004, с.308-311.



© Е.В.Трофимова