В.П.Визгин
Основные социокультурные особенности советского атомного проекта концентрируются как минимум в трех блоках, условно названных нами ядерным этосом, ядерным культом и ядерным щитом. Ядерный этос образуют моральные императивы и нормы, принятые среди ученых-ядерщиков, которые участвовали в национальных ядерно-оружейных программах 1940-1960-х гг. Ядерный культ, получивший масштабное развитие в СССР в 1950-1960-е гг., означает отношение к ядерной энергии как панацее от всех человеческих бед. По выражению Д.С.Данина, в эти годы царил «безудержный атомный оптимизм». Под ядерным щитом понимается использование резко возросшего авторитета ученых-ядерщиков для укрепления научного сообщества (прежде всего физиков) и его защиты от идеологического и утилитаристского вмешательства со стороны властей.
Каждой из трех особенностей были посвящены обстоятельные исследования автора и его коллег [1–5]. Целью настоящего сообщения является обоснование идеи, что эти особенности обретают определенное единство, если ввести понятие научного сообщества ядерщиков (ядерного сообщества), составляющего научную элиту всей ядерной инфраструктуры и одновременно входящего в научное сообщество физиков.
Задача создания ядерного оружия, государственное значение которой было осознано руководством страны осенью 1942 г., положила начало формированию ядерно-оружейной инфраструктуры и в ее составе ядерного сообщества. Руководящими фигурами в нем были физики-специалисты в области ядерной физики, которые уже в предвоенное время выполнили важные работы по изучению атомного ядра и ядерного деления урана. Лидерами ядерного сообщества уже в 1940-е гг. стали И.В.Курчатов, И.К.Кикоин, Л.А.Арцимович, А.И.Алиханов, А.И.Лейпунский, Ю.Б.Харитон, Я.Б.Зельдович, Г.Н.Флёров, А.П.Александров, К.И.Щёлкин и др., в большинстве своем связанные со школой А.Ф.Иоффе. Важный вклад в разработку теоретических проблем атомного проекта вносили и руководители главных теоретических школ страны – Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Н.Н.Боголюбов, И.Я.Померанчук и их ученики (в частности А.Д.Сахаров и В.Л.Гинзбург). Список физиков можно существенно расширить. Мы ограничимся его дополнением именами ряда крупных химиков и математиков, внесших важный вклад в разработку советского атомного проекта. Среди них – химики В.Г.Хлопин, А.П.Виноградов, З.В.Ершова, А.Н.Фрумкин и др. и математики С.Л.Соболев, А.Н.Тихонов, А.Н.Колмогоров, А.А.Самарский, И.Г.Петровский, В.С.Владимиров, Л.В.Канторович и др.
Две особенности присущи взаимодействию ядерного и физического сообществ. Первая – это возникновение ядерно-академического союза. Почти все лидеры ядерного сообщества в конце 19401960-х гг. получили академические титулы и стали играть важную роль в работе АН СССР. И.В.Курчатов и А.И.Алиханов стали академиками в 1943 г.; в этом же году член-корреспондентские звания получили И.К.Кикоин и А.П.Александров, ставшие академиками в 1953 г. В 1946 г. членами-корреспондентами АН СССР были избраны Ю.Б.Харитон, Л.А.Арцимович, В.И.Векслер, Я.Б.Зельдович, Н.Н.Боголюбов, И.М.Франк, а Л.Д.Ландау и М.А.Леонтович – академиками. Академиками в 1953 г. стали Ю.Б.Харитон, Л.А.Арцимович, И.К.Кикоин, А.П.Александров, Н.Н.Боголюбов, И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров; в этом же году в члены-корреспонденты были выбраны Г.Н.Флёров, И.Я.Померанчук, В.Л.Гинзбург, К.И.Щёлкин, М.Г.Мещеряков. В последующие годы укрепление ядерно-академического союза продолжалось.
В результате усиливалось научное обеспечение атомного проекта, а академическая (фундаментальная) наука получала порой очень нужную поддержку со стороны ядерного сообщества. Феномен ядерного щита в борьбе физиков с идеологическим прессом во многом был связан именно с этой поддержкой.
Вторая особенность – это неуклонное стремление ядерного сообщества (прежде всего его лидеров) к укреплению научной базы атомного проекта и развитию фундаментальных физических исследований в целом (создание Объединенного института ядерных исследований в Дубне, широкое развитие фундаментальных исследований в Институте атомной энергии, Институте теоретической и экспериментальной физики т.д.).
Взаимосвязь отмеченных выше социокультурных феноменов атомного проекта осуществляется через посредство ядерного сообщества. Именно ядерное сообщество, консолидированное консеквенциалистским ядерным этосом (ядерное оружие создается для предотвращения ядерной войны), благодаря ядерному культу получало мощную поддержку государства и общества и использовало свой авторитет для укрепления всего научного сообщества, а также для его защиты от идеологического давления и некомпетентного вмешательства в науку (феномен ядерного щита).
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 02-03-18081а и 02-03-18086а)
Литература
1. Визгин В.П. Феномен «культа атома» в СССР (1950-1960-е гг.) // История атомного проекта: документы, воспоминания, исследования. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. В.П.Визгин. СПб.: РХГИ, 2002. С.413-488.
2. Визгин В.П. Формирование этоса советского ученого-атомщика // Наука и общество: история советского атомного проекта (1940-1950-е гг.): Труды Международного симпозиума ИСАП-96. М.: Изд-во АТ, 1997. Т.1. С.364-368.
3. Визгин В.П. Нравственный выбор и ответственность ученого-ядерщика в истории советского атомного проекта // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. №3. С.104-114.
4. Визгин В.П. Спасенная дважды: советская теоретическая физика между философией и ядерным оружием // История советского атомного проекта: документы, воспоминания, исследования. Вып. 1. М.: Янус-К, 1998. С.329.
5. Визгин В.П. Ядерный щит в «тридцатилетней войне» физиков с невежественной критикой современных физических теорий // Успехи физических наук. 1999. Т. 169. № 12. С.1363-1389.
6. Круглый стол: «История научного сообщества отечественных физиков: 1940-е-1960-е гг.» // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция, 2003 / Отв. ред. В.М.Орел. М.: Диполь-Т, 2003. С.318-341.
7. Научное сообщество физиков СССР в 1950-1960-х гг. / Отв. ред. и сост. В.П.Визгин и А.В.Кессених. СПб.: РХГИ, 2004 (в печати).
Источник: В.П.Визгин. Понятие
ядерного сообщества - ключ к пониманию
социокультурных особенностей советского атомного проекта // ИИЕТ РАН.
Годичная научная конференция 2004 г. М.: Диполь-Т, 2004, с.326-328.
© В.П.Визгин