"ВЕК" № 50, 21-28 Декабрь, 2001 г., полоса № 15

Мистер Вертолет

Конструктор Сикорский поднял в небо Америку

Юрий КОРНИЛОВ

В марте 1982 года, через 10 лет после кончины авиаконструктора Сикорского, в редакцию журнала ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи» пришло письмо от Героя Социалистического Труда, конструктора О. Антонова и Героев Советского Союза летчиков М. Галлая, М. Громова, Г. Гофмана. Авторы предлагали признать наконец официально Сикорского выдающимся русским изобретателем, положить конец замалчиванию его достижений, вернуть России его имя. «По свидетельству выдающегося советского летчика-испытателя Ю. Гарнаева и Генерального конструктора А. Туполева, встречавшихся в разное время с Сикорским, он никогда не выступал против Советской России, всегда отзываясь о ней с нескрываемым уважением, и, подобно Рахманинову и Рериху, мечтал возвратиться на Родину, — говорилось в том письме. — Проектируя современную авиационную технику, он рассматривал свою деятельность как еще один удар по гитлеровскому фашизму на стороне союзников своей Родины». Цензура не позволила журналу публиковать это письмо, редакция переадресовала его в ЦК КПСС.

На Старой площади «письмо четырех» уподобилось камню, брошенному в застойный омут. Шуточное ли дело — четверо известных в стране людей вступаются за эмигранта, обосновавшегося в логове мирового империализма! На вразумление утративших классовое чутье знаменитостей были мобилизованы сразу три отдела ЦК — пропаганды, науки, административных органов. Они напоминали, что еще в 1944 году Сикорский в своей книге, изданной в Нью-Йорке, «негативно оценил события, связанные с Великим Октябрем», а еще раньше он не выражал восторга по адресу Советской власти. И это не все! «Созданные под руководством Сикорского вертолеты, — вещали «эксперты» ЦК, — нашли широкое применение в вооруженных силах США и некоторых других капиталистических стран и активно использовались ими в военных действиях в Корее». Иными словами, о возвращении имени Сикорского России в то время не могло быть и речи. «Вывод отделов ЦК поддерживаю», — начертал на бумаге, подготовленной этими отделами, секретарь ЦК КПСС М. Зимянин, один из главных тогда у нас охранителей идеологической девственности.

Корабль летел над безбрежным облачным морем. Можно было ясно видеть, как его тень скользила по белоснежным, освещенным солнцем облакам… Странное впечатление создавалось, когда корабль проходил вблизи такой облачной горы. Казалось, она действительно состоит из какой-то твердой белой массы…» Эти почти поэтические строки принадлежат Игорю Ивановичу Сикорскому, знаменитому российскому авиаконструктору. Так он описывал впечатления от беспримерного по длительности перелета Петербург—Киев—Петербург, состоявшегося в 1914 году на одном из созданных им самолетов.

Имя Сикорского стало известно в России еще в 1911 году, когда он начал на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге проектирование «Русского витязя» — первого в мире тяжелого многомоторного самолета. Два года спустя этот самолет установил мировой рекорд, пробыв в воздухе почти два часа с семью пассажирами на борту. А в годы Первой мировой войны над линией фронта появился многомоторный «Илья Муромец» Сикорского, который немецкие пехотинцы окрестили «летающим дьяволом». «Опыт уже первых боевых полетов показал: от этого аппарата можно ожидать крупных результатов — как по разведке, так и по метанию бомб», — телеграфировал с фронта великому князю Александру Михайловичу начальник штаба Первой армии генерал Одешелидзе. За время войны «муромцы» совершили более 400 боевых вылетов, сбросив на позиции неприятеля почти 65 тонн бомб.

А потом — год 1917-й. Грозный вихрь революции, смертоносные штормы Гражданской войны. В ряду ярких российских талантов, оказавшихся в ту переломную пору за рубежом, был и Игорь Сикорский. Англия, Франция и, наконец, Америка…

Свою первую в США мастерскую безденежный конструктор вынужден был разместить в… курятнике. К нему относились с иронией: и в этих условиях эмигрант собирается строить воздушные машины?! Одним из первых в Сикорского поверил Сергей Рахманинов и за пять тысяч долларов приобрел часть акций компании «Сикорски корпорейшн», даже согласился — в целях рекламы — стать ее вице-президентом. Так великий композитор вписал свое имя в историю авиации. В 1924 году курятник удалось сменить на просторный ангар… Твердая вера в удачу, целеустремленность, помноженная на уникальный конструкторский талант, в конечном счете принесли плоды. Самолет Сикорского «С-37» успешно «освоил» считавшуюся весьма сложной воздушную трассу Сантьяго-де-Чили—Буэнос-Айрес, а «летающая лодка» «С-38» была признана одной из лучших воздушных машин в США…

Посыпались заказы, появились средства, необходимые для расширения работ. Следующими появились 45-местный «летающий клипер», многомоторные пассажирские лайнеры для трансатлантических авиалиний, самолет-амфибия «С-42», побивший 10 мировых рекордов, еще одна «летающая лодка» «С-43», закупленная многими странами, в том числе и СССР. Это на ней искали Сигизмунда Леваневского, пропавшего во льдах и не перелетевшего через Северный полюс в Америку.

Напомним еще одно. В 1910 году 20-летний Сикорский, в ту пору студент Киевского политехнического института, построил во дворе своего дома первый и единственный в России вертолет, способный поднимать собственный вес. Через три десятилетия он к идее вертолета вернулся. В сентябре 1939 года он — первоклассный пилот — сам поднял в воздух созданную им винтокрылую машину. Этот вертолет — «С-47» — был запущен в серийное производство. На них были впервые совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны с дозаправкой в воздухе. А «С-52» Сикорского стал первым в мире вертолетом, выполнившим фигуры высшего пилотажа. Так российский конструктор, создатель-первопроходец тяжелых многомоторных воздушных кораблей, стал еще и основателем мирового вертолетостроения.

Игорь Сикорский был признан Америкой, прославлен американской прессой, именовавшей его «Мистер Вертолет», осыпан национальными и международными наградами и премиями, в том числе такими престижными, как медаль Джеймса Уатта, диплом Национального зала славы изобретателей, Мемориальный приз братьев Райт. Но самым дорогим был, по его признанию, орден Св. Владимира, полученный в молодости в России. На чужих берегах он пытался воссоздать атмосферу далекой Родины. Плыл над американским городом Стратфордом, где находилась фирма Сикорского, колокольный звон русской церкви, построенной на его средства. Там же он открыл русскую школу и основал русскую оперу. На улицах, в барах, в кафе Стратфорда слышалась русская речь — по приглашению Сикорского сюда съезжались русские эмигранты, которых он спасал от безработицы, находил им дело по душе и способностям. Десятки российских инженеров, техников стали его верными, надежными помощниками, внеся немалый вклад в процветание фирмы.

Мудрое время рано или поздно все расставляет на свои места. Приговоры отечественных партийных бонз, с которых снят наконец гриф «Секретно», пылятся в недрах архивов, а имя выдающегося российского авиаконструктора вернулось на Родину. Портреты Сикорского украшают теперь авиаконструкторские бюро нашей страны, о нем пишут книги, его подробное жизнеописание включено в вышедший недавно документальный сборник «Самые знаменитые эмигранты России». Скоро исполнится 30 лет, как не стало создателя 17 новых типов самолетов и 18 типов вертолетов. Русский след проложен в небе, которое не знает границ.


Copyright © «ВЕК»

Главная | Поиск | Архив | Реклама | Обратная связь
Политика | Экономика | Общество | Зарубежье | Культура | Спорт | Тайм-аут