И. И. Мочалов
ПОСТУЛАТЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ НИКОЛАЯ
РУБАКИНА
© И.И.Мочалов
Выдающийся русский
книговед и писатель-просветитель Николай Александрович Рубакин (1862-1946)
широко известен в нашей стране и за рубежом. Оставленное им наследие огромно.
Н.А.Рубакин является автором 280 научно-популярных книг и свыше 350 очерков и
статей, в которых в доступной форме рассматривались разнообразные вопросы
физики, химии, астрономии, математики, биологии, геологии, географии,
этнографии, истории науки и техники, социальной истории человечества. Только до
1917 г. общий тираж его изданий превысил 15 млн. экз. Рубакин состоял в
переписке с 20 тысячами своих читателей, им было составлено и разослано около
15 тысяч программ по самообразованию. Библиопсихология – новая наука, основания
которой были заложены Н.А.Рубакиным, соединяла в себе проблематику и методы как
естествознания, так и гуманитарного знания, что вполне отвечало идейным
устремлениям ее создателя. Библиопсихологию отличал ярко выраженный системный
характер: автора, его произведения и читателя Рубакин рассматривал в комплексе,
как некое триединство, культурно-историческую целостность.
Как и многим
русским ученым XIX-XX вв., Н.А.Рубакину были свойственны напряженные поиски
нравственной истины, с помощью которой человек может обрести и реализовать себя
с возможно большей полнотой. Эти искания отразились в переписке и дневниках
Рубакина, особенно в таких основополагающих его трудах, как "Благочестивые
размышления православного христианина о своей душе" (СПб., 1890), "Великие
слова жизни. Размышления об основах разумной и светлой жизни" (Женева,
1919), "Письма читателям о самообразовании" (Берлин, 1923),
"Библиологическая психология как теория и практика книжного дела"
(Прага, 1928) и др.
В своих этических
исканиях Н.А.Рубакин с самого начала выступил принципиальным противником
"классового подхода" к нравственности. Во главу угла он ставил
общечеловеческие ценности, в первую очередь такие, как любовь, добро,
справедливость... Следствием этого стали обвинения Рубакина со стороны
"марксистов-ленинцев" (В.И.Ленина в том числе) в эклектизме,
абстрактном гуманизме и прочих грехах. В советское время немногие труды
Рубакина если и издавались и переиздавались, то с обширными купюрами и
приличествующими случаю идеологическими комментариями. Что же касается
собственно этических воззрений Рубакина, то в посвященных ему книгах, очерках и
статьях они попросту замалчивались, словно их не было и быть не могло.
Между тем, вся
жизнь, научно-литературное и публицистическое творчество Николая
Александровича, органично связанные с книгой как высшей человеческой ценностью,
глубоко этичны по своему существу. Это понимал сам Рубакин, и не случайно за
несколько лет до своей кончины он делает набросок "главного труда своей
жизни", как он его называл, "История революционной этики в ходе
веков" (хранится в Отделе рукописей РГБ. Ф.358. К.343. Ед. хр. 10. 1939
год). Н.А.Рубакин, в частности, писал: "Точка зрения надпартийная. Самая
суть ее не в том, чтобы изложить какое-нибудь одно мировоззрение, а в том, чтобы
разобраться в них, отводя каждому то место, какое оно добыло себе в истории.
Начиная от биологического, и идя, подымаясь оттуда к космическому. Настоящий
революционер – это тот, кто дошел до космического и им-то и осмыслил свое
биологическое и социальное бытие... Революционеры, считая себя избранной расой,
враждебно относятся к инакомыслящим, подменяют понятие человечества понятием
пролетариата (Маркс) и партийца (этика большевизма)... Революционная этика есть
одновременно и индивидуальная, и коллективная. Задуманная книга должна стать
историческим введением к выработке революционера высшего и нового типа, а он
есть не что иное, как высший тип синтеза всего самого светлого во всех духовных
революционерах".
Хотя этот замысел
остался нереализованным, можно, исходя из контекста данного наброска и, в
особенности, упомянутых выше трудов Н.А.Рубакина, следующим образом
сформулировать главные постулаты его революционной этики:
1. Слово – печатное,
рукописное, устное – есть могущественнейшее орудие борьбы за добро, справедливость,
истину.
2. Человеческая
личность – главная движущая сила и естественный центр всей всемирной истории.
3. Во
взаимоотношениях людей друг с другом следует делать упор не на то, что их
разъединяет, а на то, что их объединяет.
4. Нельзя
стремиться к подавлению одних другими ни силой власти, ни могуществом денег, ни
путем обмана.
5. Следует
проявлять максимальную терпимость к инакомыслию, в чем бы последнее не
выражалось.
6. Любовь как
желание добра другому есть величайшая человеческая ценность.
7. Любовь должна
быть деятельной, практика должна первенствовать над теорией.
8. Любовь
свойственна и животным, однако любовь к самой любви – специфически человеческое
качество.
9. Исключение
насилия во всех его формах – основа мирной жизни и доброжелательного отношения
людей друг к другу.
10. Отрицательные
эмоции, сопровождая дискуссии и споры, не помогают обнаружению истины, а
нередко затемняют ее, потому таких эмоций следует остерегаться, не давая им
одержать верх над собою.
11. В спорах
рождается истина – сам этот тезис далеко не бесспорен и в каждом случае требует
критического к себе отношения.
12. Расширение
жизни, обогащение интересов, потребностей, стремлений, обретение новых духовных
ценностей – единственный путь к обретению счастья.
13. Не борьба всех
против всех, но, напротив, единение, взаимопомощь, сотрудничество – суть
необходимые условия на пути достижения добра и справедливости.
14. Примат этики
над политикой.
15. Примат работы
творческой над разрушительной.
16. Отрицание
иезуитских правил: "Разделяй и властвуй", "Цель оправдывает
средства", "Кто не с нами, тот против нас".
17. Признание
величайшей творческой ценности космического религиозного чувства.
В заключение остается сказать, что "революционная этика" Н.А.Рубакина еще ожидает своего углубленного исследования как сама по себе, так и в контексте истории научной и социально-философской мысли России XIX-XX веков.
Источник: И.И.Мочалов. Постулаты революционной этики Николая Рубакина
// ИИЕТ
РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.219-221.